Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Instagram, YouTube и Блоги: возможности инструментов в формировании политического имиджа в сети

Как известно, многие современные политики все чаще обращают внимание на свое присутствие в различных социальных сетях и Интернет-ресурсах. Многим из них удается использовать их как весьма эффективный и доступный инструмент в процессе формирования политического имиджа. Группа экспертов заинтересовалась анализом таких платформ как Instagram, YouTube и Блоги, с помощью которых многим известным политикам мирового уровня удается так успешно «выпускать» в сеть информацию, касающуюся их политического имиджа, эффективно ее контролировать, а также поддерживать контакт с избирателями и привлекать электорат.

Несомненно, каждый из этих ресурсов обладает уникальными возможностями и большим потенциалом. В 2019 году ежемесячная аудитория Instagram составила 30,7 млн человек, при этом больше 14 млн заходят в сервис каждый день. LiveJournal стал площадкой для любителей «почитать, а не поговорить»: из 16,4 млн человек ежемесячной аудитории, активность проявляют 123 тыс. авторов (данный ресурс является наиболее популярным среди отечественных политиков-блоггеров). Что касается YouTube, то количество пользователей там также высоко, однако аудитория там самая «возрастная»: категория «45-54 лет» обогнала все остальные группы по количеству времени, потраченному на YouTube-видео (об этом свидетельствуют данные исследования компании Gemius).

В данной статье предлагается поэтапное рассмотрение возможностей данных инструментов на примере не только политиков высшего уровня, но и на примере участия в них представителей региональной политической элиты (в данном исследовании проводилась работа с политиками Саратовской области и Интернет-пространством данного субъекта РФ).


INSTAGRAM Владимира зеленского

Сегодня Instagram использует множество политиков. Однако внимание привлек профиль нынешнего президента Украины Владимира Зеленского. Будучи известным актером, Владимир Зеленский обладал высоким уровнем узнаваемости, но его команда сделала упор на бренд, создав уникальную цвето-стилистику. Цветовым решением стала комбинация желтого и синего цветов (цвета флага Украины), а также приставка «Зе» (начало фамилии кандидата), сделанная на зеленом фоне. Это оформление использовалось как в наружной агитации на улицах, так и в социальных сетях. Именно там кандидат продолжал отыгрывать образ «человека из народа». Например, он выкладывал видеозаписи, сделанные на фронтальную камеру лично кандидатом, аналогично сотням видеозаписей рядовых пользователей. Так он избавлялся от претензии на официальный формат. Зеленский запускал флешмобы, челленджи и конкурсе в Instagram. В январе 2019 года Зеленский опубликовал видео, где вместе со своей командой убирает снег, «пока страна завалена, а политики отдыхают в Давосе». Тогда он объявил «лопата-челлендж», призвав украинцев выходить на улицы и чистить снег.

Социальная сеть позволяла Зеленскому «отстраиваться» от оппонентов и неудобных слухов о том, чьей креатурой он является. Кандидат опубликовал видео с объявлением конкурса на «лучший фейк про Зеленского», высмеяв таким образом существующие слухи и поставив под сомнение сам факт своего ангажированности своего выдвижения. Также Зеленский высмеял оскорбление «клоун» в свой адрес, распространявшееся среди его противников. 

«Я замахнулся на вотчину наших элит, после чего меня объявили клоуном. Я клоун и этим очень горжусь, поэтому мы сделали приложение под названием «Я клоун». Назови свое имя, какая у тебя зарплата, стипендия или пенсия – в общем, все то, что делает тебя клоуном», - обратился Зеленский. Он подписал свое видео: «Они считают нас клоунами. Нас 40 миллионов. Расскажи свою историю», снабдив ее хэштегом #яклоун. В этом случае кандидат не только в развлекательной форме сумел отстроиться от своих оппонентов, но и расширил рамку, поставив себя в один ряд с миллионами граждан, а также создал искусственную связь «оскорбление – бедность – вина действующей власти»

Зеленский продолжил активно использовать Instagram и в роли уже действующего президента Украины. На его аккаунт подписано больше 9 млн человек, а посты выходят практически ежедневно. В них глава государства делает важные заявления и анонсы, поздравляет страну с праздниками. В аккаунте появляются как официальные фото, сделанные его пресс-службой, так и его личные, «неофициальные» фото и видео.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ в YOUTUBE

Региональные политики также не отстают от духа времени, стараясь присутствовать в максимально возможном количестве социальных сетей. Однако если Instagram больше используют действующие политики и администраторы, то YouTube активно развивается в среде «несогласных». Ярким примером стал Алексей Навальный, сделавший YouTube-канал фактически основной своей трибуной. Аналогичным образом популярность завоевал ранее неизвестный широкой публике депутат от КПРФ в Саратовской областной Думе Николай Бондаренко.

Оппозиционер ведет YouTube-канал под названием «Дневник Депутата», который стал почти развлекательно-политическим. Выпуски шоу содержат рассуждения Бондаренко, съемки с рабочих групп, комитетов и заседаний областной думы, а также перфомансы, которые Бондаренко с его коллегами по фракции регулярно устраивает в стенах областного парламента. На канал Бондаренко в YouTube подписано более 550 тысяч человек, в аккаунте Instagram свыше 300 тысяч подписчиков. А вот, к примеру, губернатор Саратовской области Валерий Радаев и глава Саратова Михаил Исаев, которые также имеют аккаунты в Instagram, набрали лишь 30 тысяч и 16 тысяч человек соответственно.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, следует сказать о том, что анализы страницы политиков федерального уровня, а также представителей зарубежной политической элиты показал, что использование таких ресурсов, как Instagram и YouTube может стать хорошей платформой для формирования необходимого политического имиджа в сети, а ведение личного блога – весьма эффективной альтернативой личному сайту политика. Также группа экспертов пришла к выводу о том, что работа с политиками Саратовской области по формированию их политического имиджа с помощью данных ресурсов представляется комплексной и неоднозначной, однако, несомненно, она представляет большой интерес для исследователей.