Влияние поправок Бурматова-Лугового на муниципальных служащих

Влияние поправок Бурматова-Лугового на муниципальных служащих

В закон Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ были внесены поправки, которые обязывают муниципальных госслужащих предоставлять отчетность о своих публикациях  в Интернете, в том числе и о своих аккаунтах в социальных сетях и на видео и фото хостингах.

Статья 15.1. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

(введена Федеральным законом от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

  1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу;

2) муниципальный служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.

  1. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, при поступлении на муниципальную службу, а муниципальными служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
  2. По решению представителя нанимателя уполномоченные им муниципальные служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности муниципальной службы и муниципальными служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

 

Что же следует из данных поправок? Какими вопросами задается чиновник?

  • Возможно, разработаны какие-то ГОСТы, специально для государственных и муниципальных служащих. Что теперь нельзя, а что можно рядовым муниципальным депутатам?
  • Как быть с информацией, которая может повредить репутации?
  • Нужно ли отчитываться за фейковые аккаунты?
  • Как контролировать контент, чтобы не стать посмешищем для избирателя?
  • Как сохранить механизм для отчетности перед начальством с одной стороны, и избирателями с другой, и вместе с тем делится информацией со своими родственниками и друзьями?
  • Стоит вести соцсети самому, или подобрать аутсорсеров для ведения всех соцсетей и каналов youtube и instagram?
  • Будет ли SMM эффективно  вести аккаунт политика?
  • Как выйти за пределы “ядерного” электората, используя возможности соцсетей?
  • Как общаться с избирателями в формате концентрированного фидбэка?

 

Давайте попробуем разобраться.

Возможно, разработаны какие-то стандарты, специально для государственных и муниципальных служащих. Что теперь нельзя, а что можно рядовым муниципальным депутатам?

 

Принимая во внимание официальные учетные записи таких политиков, как Дмитрий Медведев, Нил Ушаков, Кристина Киршнер, Барак Обама, можно сделать вывод, что превращение социальных сетей в простой отчет “для начальства” губительно сказывается на сетевом имидже чиновника. Не лучшим вариантом будет и заполнение аккаунта большим количеством информации о досуге чиновника, в официальном аккаунте во всем нужна мера. Какая она, эта мера? Так как никаких норм в законодательство еще не введено, возьмем на вооружение аналитику.

Анализируя материалы  исследований elect-assist по представленности и активности современных политиков в сети можно вывести некоторые рекомендации по созданию и заполнению аккаунта:

Если Ваша нынешняя или планируемая аудитория состоит из одной или нескольких гендерно-возрастных групп, то порекомендовать можно:

  • для аудитории 45-65 лет — аккаунт в соцсети Одноклассники
  • для преимущественно женской аудитории — необходим канал Instagram
  • для молодых людей и девушек от 18 до 34 лет — обязателен аккаунт в ВК (строго говоря, он необходим для всех, рассчитывающих на политическое  будущее в РФ)
  • для аудитории 28-45 лет, а так же для общения со своими коллегами, необходим аккаунт в Facebook

Аккаунты на видеохостингах предпочтительно создавать публичным политикам — в виде проблемных роликов, торжественных мероприятий и тд. Необходимо учитывать, что глубина просмотров обычно не более 8-22 минут. Исключение составляет лишь возрастная группа от 45 до 54 лет, которая  обгоняет все остальные возрастные группы по глубине просмотра, тратя от 12 до 40 минут.

Большое внимание следует также уделить и неофициальному аккаунту, если такой есть, или планируется сделать аккаунт “для друзей и родственников”  — согласно поправке, депутат обязан предоставлять информацию обо всех аккаунтах, где можно его идентифицировать. Будь это неофициальный аккаунт, будь то аккаунт фейковый (то есть фальшивый), или аккаунт созданный с другим именем, но с Вашим фото, все равно за них нужно будет отчитываться. Аудит аккаунтов  всем чиновникам отныне делать необходимо. Если активность аккаунта высока, много подписчиков (от 500), репостов, лайков и комментариев, то мониторинг необходим ежедневный. Для аккаунтов, имеющих немного подписчиков (менее 500) можно ограничиться еженедельным мониторингом.

Если возникают сомнения, что опубликованная информация или фото могут повредить репутации, а опубликовать очень хочется “для друзей и родственников” то можно публиковать в личном аккаунте, в закрытом фотоальбоме. Закрытая публикация также может стать публичной, не стоит забывать про то, что при большом желании, практически любые средства  информационной безопасности можно обойти.  

Для официального аккаунта — в первую очередь требуется его подтверждение, которое необходимо получить у техподдержки соцсети. Следующим шагом должно стать определение активности канала коммуникации. Насколько активным будет аккаунт решает не чиновник, а прежде всего, аудитория его региона. Она же (аудитория) определяет и канал коммуникации, по которому чиновник будет с ней общаться. Социальные сети, и видео-фото- хостинги проникают в регионы России неравномерно. В Краснодарском крае и республике Чечня, например, очень популярен Instagram, на территории  всего СНГ очень популярна соцсеть Вконтакте. Что касается таких каналов, как Facebook и Twitter, то присутствие в них обязательно, но высокая активность опциональна.

Как подобрать команду, которая будет вести аккаунты и взаимодействовать с пользователями?

Команда SMM, должна уметь работать в условиях высокой нагрузки, и соблюдать оговоренный режим постов. Здесь преимуществом обладают, в основном, региональные команды. Недопустимо, если из-за разницы временных поясов пост появляется не в “топовое” время в регионе.

Также региональные команды показывают лучшее знание проблем региона, просто потому, что живут рядом с ними. Однако последние разработки в области политтехнологий и  SMM сосредоточены, прежде всего, в столицах.

Постановку задачи необходимо начинать с исследования собственного “ядерного” электората. Если у вас есть списки последователей, тех, кто голосует за Вас на выборах регулярно, то следует провести социологическое исследование, и выявить лояльные страты. С нахождением лояльных страт приходит и понимание стратегии расширения влияния на них. В зависимости от стратегии предвыборной борьбы, направленной на снижение или повышение явки, выбираются и способы влияния на электорат.

Будущие электоральные циклы, как в России, так и за рубежом, продолжат тренд на геймификацию предвыборных мероприятий, а также на привлечение этой самой геймификацией избирателей. Высокое проникновение мобильного интернета, а также игры дополненной реальности будут способствовать его развитию.

2016 год был отмечен двумя политическими шоками: Brexit и победой Дональда Трампа. За этими шоками стояло и большое количество локальных (и потому не таких значимых) побед, которые были одержаны при поддержке компаний, разрабатывающих кастомизируемые геймифицированные мобильные приложения для поддержки политических процессов. Заставляя пользователей зарабатывать виртуальные блага (с возможной конвертацией в реальные) эти приложения резко поднимают явку , причем приводят тех избирателей, которые ранее никогда не интересовались политическими процессами.

Работая в социальных сетях, можно повысить как признаваемость кандидата среди политически неактивных пользователей, так и активно продвигать свое мобильное приложение. Интересное решение геймификации волеизъявления предлагает приложение uCampaign: пользователю предлагается подключиться к кампании из списка, который строится с учетом геолокации устройства.

Все эти меры могут привести к повышению явки. К понижению же явки приводит традиционно агитация ”мой голос ничего не изменит” и “все куплено и поделено”.

Немалую роль в привлечении новых сторонников играет и общение кандидата в социальных сетях. В связи с большим количеством вопросов практически ко всем представителям всех уровней власти ответить на каждый из них — проблематично. Однако группировка вопросов по проблемному принципу  и еженедельный, а в некоторых ситуациях и ежедневный, концентрированный и исчерпывающий ответ на них, по возможности, даже какое-то действие по разрешению проблемы, может привлечь пользователей сети. В конечном счете, этот фидбэк показывает пользователям что проблемы услышаны и ведется работа над их разрешением.

 

Итак, новые поправки обязывают муниципальных служащих регулярно следить за аккаунтами в социальных сетях. Причем, по всей видимости, не только за своими, но и за фейковыми. Мобильные приложения, социальные сети и облачные технологии могут стать мейнстримом в политическом процессе в России уже со следующего года.

Автор: Белов Антон

Высшее гуманитарное и техническое образование Академия труда и социальных отношений - направление политология. Московский институт радиотехники электроники и автоматики - направление автоматизация робототехнических систем. Владеет английским и французским языком. Серебряный призер Универсиады МГУ "Ломоносов" по социологии. Сертификат "Организация избирательной кампании".