Soft Power.  Мягкая сила, определение и противодействие.

Soft Power.  Мягкая сила, определение и противодействие.

Soft Power. Дословный перевод термина – «мягкая сила», отражает лишь само значение, но не результаты применения стратегии, которые очень часто не соответствуют понятию «мягкости».
Мягкая сила (англ. soft power) — политическая стратегия, основанная на достижении желаемых целей путем добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. Впервые термин был введен американским политологом Джозефом Наем. Основа этой стратегии – ненасильственные технологии влияния : PR, пропаганда, психологические операции.
Ступенью на пути к Мягкой силе была теория «культурно-идеологической гегемонии», разработанная Грамши в 1930-х годах в «Тюремных тетрадях». Идея использовать «мягкую силу» для достижения целей появилась ранее в трудах Лао-цзы: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Наиболее наглядным примером «мягкой силы» является женское обаяние, в отличие от мужской «жёсткой силы».
Мягкая сила – это совокупность факторов общественного сознания, определяющих отношение общественной группы (населения страны, элиты, отдельных классов и т.д.) к какому-либо субъекту политики и таким образом усиливающих или ослабляющих влияние этого субъекта на данную группу. Жесткая сила, Hard Power, это прямые действия, направленные на объект-цель, военные операции, перевороты, захваты.
Мягкая сила реализуется на знаковом, символическом, ценностном и идейном уровне. Она запускает общественные стереотипы, влияет на восприятие, активирует исторические архетипы и коллективные представления масс. Использует психологически привлекательные формы подачи информации для реципиента.
Знаки и символы – виды информации, посредники между познающим и объектом познания. Люди не взаимодействуют напрямую с реальностью, а создают символы как искусственных посредников. Благодаря этому символы мягкой силы влияют на все сферы приватной и публичной жизни, становясь элементами общей и политической культуры.
Среди используемых символов и знаков наиболее эффективны те, которые ссылаются на первые уровни пирамиды Маслоу: используют обращения к безопасности, вызывают страх, основываются на патриотизме, семейных ценностях.
Мягкая сила использует «вирусную» информацию, транслируемую через социальные сети, новостные коммуникации. Контент мягкой силы содержит в себе образы, стереотипы, ценности распространенные в объекте влияния. Может ссылаться на историческую память входящих в объект групп. Это могут быть видеоролики, заметки с использованием знаменательных событий, исторических личностей, необычных происшествий – всего, что может вызвать интерес человека и способствовать дальнейшей ретрансляции материала к другому человеку или группе. Как пример – «респосты» в социальных сетях, пересказ новости или слуха. Цель такого информационного воздействия – создать настроение, вызвать сомнение, заложить фундамент мысли для смены отношения к объекту атаки.
Мягкая сила не используется для постоянного удержания власти или проведения реформ. Обычно эта стратегия промежуточного шага передачи власти над объектом воздействия либо кратковременного перехвата политического управления для захвата собственности объекта. Здесь под «объектом» понимается компания, регион, государство – некая структура на которую направлено влияние.
Так в Словакии после свержения Мечара в 1998 году, несмотря на победу на выборах, в максимально короткие сроки в собственность США были переданы ключевые предприятия страны, изменившие структуру европейского рынка. Это пример одной из удачных операций Soft Power с целью захвата ресурсов и собственности.
Рассмотрим алгоритм применения Soft Power.
1. Нахождение агентов влияния среди элиты или лидеров общественного мнения. Если представители этих групп малочисленны или не поддаются влиянию, то производится вброс извне, от организатора воздействия, необходимого количества агентов влияния
2. Создание идеологической базы для проведения Soft Power. Для этого изучаются наиболее острые общественные проблемы, настроения в объекте воздействия. Создаются посылки формирующие добровольное желание для участия в программе Мягкой силы. Цель — создать нужное настроение, например что каждому по силам изменить обстановку вокруг себя.
3. Установление контроля над СМИ, создание СМИ под конкретную операцию Soft Power. Создание и распространение электронного контента, направленного на формирование альтернативной точки зрения и подрыву доверия к объекту воздействия.
4. Создание благотворительных фондов, консультационных организаций. Цель – подготовка кадров для трансляции стратегии Soft Power в реальные действия. Например, можно создать сеть юридических консультационных центров, которые кроме основной деятельности будут распространять необходимую информацию для проведения Soft Power.
5. Финансирование может проходить как непосредственно от инициатора воздействия, так и от заинтересованных бизнес-структур. Большинство действий строится на добровольном участии представителей объекта воздействия.
Компания Ernst & Young Global Limited совместно с университетом СКОЛКОВО сформулировали индекс «мягкой силы» для стран с динамично развивающимися экономиками, согласно которому страны с сильными индексами «мягкой силы» получают большой объем иностранных инвестиций. Индекс рассчитывается на основе показателей мягкой силы.
Примеры показателей Soft power : использование английского языка, рейтинг университетов страны, туризм, привлекательность для иммиграции, выбросы углекислого газа, индекс правопорядка, явка избирателей, верховенство права, наличие компаний с мировым именем, количество жителей страны, известных во всем мире, экспорт СМИ, олимпийские игры, экспорт языка.
Позиции высших учебных заведений отражают международную составляющую или отношение числа поступивших зарубежных студентов к числу студентов, уезжающих на обучение в другие страны. Туризм создает популярность страны, чем больше туристов побывает в стране, тем сильнее воздействие на мировое общество и культуру. Иммиграционная составляющая формирует позитивный образ страны с точки зрения даже тех, кто не иммигрировал в страну. Создает риск проникновения иных культур, символов, смыслов, подавление ими существующих в стране символических структур. Создает предпосылку для экспорта кадров и потенциальных участников реализации стратегии Soft Power.Индекс правопорядка отражает финансовые риски, используется для измерения качества институтов страны
Для компании, государства, группы людей важно умение идентификации начала подготовки и реализации стратегии Мягкой силы. Для противоборства с «мягким воздействием» важно исследовать смысловую и символьную основу мягкой силы, анализировать ее способность оказывать влияние на объект – общественное сознание людей, подвергающихся воздействию или находящихся в зоне риска ее применения.
Для противодействия необходим мониторинг следующей совокупности параметров:
1. Коммуникационное средство – переносчик смысла, символа – текст, звук, предмет, изображение. Позволяет оценить коммуникационные возможности атакующей стороны.
2. Коммуникативный носитель смысла : человек, группа, организация, государство. Характеризует ресурсные, когнитивные, психологические возможности источника. Это знание упрощает психологическую идентификацию смысла.
3. Функциональная нагрузка смысла, выполняемая им задача.
4. Вектор воздействия смысла. Потенциал, способствующий определенному изменению установок реципиента.
5. Психобиологическая значимость смысла в соответствии с теориями Маслоу и Мюррея. Помогает установить критерии привлекательности смысла.
6. Характеристика временных интервалов воздействия. Определяется временная актуальность, длительность действия.
На основе мониторинга вырабатывается алгоритм противодействия:
1. Мониторинг и оценка общественного мнения по вопросам важным для объекта атаки. (национальная безопасность, протестные движения, рейдерские захваты, поглощения, молодежные движении и т.д.) Анализ рейтингов привлекательности, сбор экспертных мнений, анализ сетевых тематик, СМИ.
2. Выявление, сбор фактов, лежащих в основе подобных изменений.
3. Выявление смыслов, лежащих в основе фактов, их первичная обработка, подразумевающая тематическую сортировку или выявление системных связей
4. Анализ отобранных смыслов с выводами о деструктивности, нейтральности или благоприятности смыслов. Поиск источников, классификации и группировка смыслов/символов, выделение общих деталей, обобщение деталей характерных конкретному источнику.
5. Создание баз деструктивных смыслов, построение встречных символов/смыслов, направленных на источник осуществляющий атаку. Ни в коем случае не использовать (цитировать, отрицать) смыслы и символы противника, это вызовет еще одно цитирование и закрепление в памяти реципиента. Перебивать своими смыслами, направленными на атаку оппонента.
Политические и экономические события последних лет свидетельствуют о возрастающей роли применения технологии и стратегии Soft Power. Знание основных определений и элементов мягкой силы необходимо для устойчивого развития, как организаций, так и государства, так как воздействие может быть осуществлено на разных уровнях в разном масштабе.

Автор: Александр Кудаков

Высшее техническое, юридическое, экономическое и политологическое образование (МГУ, РУДН, РАНХиГС при Президенте РФ, МАИ и др.), дополнительно более 20 курсов повышения квалификации (журналистика, GR, PR и пр.).