Социальные сети в «Цветных революциях»

Социальные сети в «Цветных революциях»

Этот обзор открывает цикл статей посвященных цветным революциям, использованию информационных технологий в революционных процессах, противодействию инициации процессов «цветных революций» с помощью информационных технологий.

Социальные сети стали одним из основных средств воздействия в политических событиях последних лет. Под «Социальными сетями» я понимаю web-ресурсы такие как Facebook, LiveJournal, ВКонтакте, но и коммуникационные средства реального времени такие как Twitter, Telegram, WhatsUp.  Несмотря на технологические различия их объединяет сетевая модель взаимодействия. Во всех недавних «Цветных революциях» подобный использовался подобный функционал. Социальные сети активно применялись во время протестных событий в Украине, Иране, Турции, Египте.  Они являются эффективным способом трансляции настроений массам и входят в состав технологии «Soft Power», о которой я рассказывал здесь:  http://elect-assist.ru/soft-power/.

Общая схема взаимодействия: через социальную сеть Facebook, LiveJournal путем создания развернутых аналитических статей, интервью, создается протестный дискурс, создаются информационные поводы, инициируются дискуссии, что приводит к формированию массового мнения и настроения. Люди, объединенные определенным настроением к некоторому событию, представляют собой основу формирования протестной группы, так как начинают формироваться схожие взгляды и настроения по отношению к нужному событию.  Twitter используется для информационных вбросов с эффектом срочности и усиления информационного фона.  Коммуникационные средства реального времени Telegram, WhatsUp используются для координации действий

Революционные события и протестные процессы показали актуальность применения систем микро-публикаций, таких как Twitter.  СМИ стали использовать определение «Twitter-революция», особенно актуальное после революции в Египте в 2011 году.

Остановимся на этой системе подробнее.  Twitter  был создан в 2006 году, изначально как внутренний проект компании-разработчика Odeo, но менее чем за полгода аудитория системы достигла десятков миллионов пользователей по всему миру. Twitter  основывается на принципе подписчиков (followers) для отображения новостных лент и структуре коротких публикаций пользователей – до 140 символов.  Краткость – основа оперативности передачи публикаций и удобства восприятия информации с экранов мобильных устройств. Функционал программы позволяет отправлять короткие сообщения SMS, RSS, E-mail.

Так в 2009 году при аварийной посадке самолета на Гудзон, экранизаций которой вышла на экраны в этом году, пост о событии с фотографией опередил не только сообщения официальных СМИ, но и новостные ресурсы сети Интернет.

Хороший пример использования Twitter – координация действий и мобилизация протестных групп перед Молдавскими выборами весною 2009. Сначала была проведена массовая рассылка сообщений и новостей в Facebook, далее через Twitter были созданы специальные хештеги для информирования участников.

Под хештегами размещались основная информация, связанная с протестующими. Обновления в Твиттер публиковались практически непрерывно, содержали в себе записи очевидцев, комментарии.

Через несколько месяцев события повторились в Иране.  Информационным поводом для развития оппозиционных течений стало несогласие с результатами президентских выборов. Действующие власти предприняли попытку блокировать сегменты сети GSM, службу отправки SMS, мобильный интернет. Но действия запоздали – были организованы резервные ретрансляторы и wi-fi передатчики.  Это позволило использовать Твиттер как основной коммуникационный канал: почти ежесекундно публиковались сообщения о подготовке, перемещениях, происшествиях.

Зимой 2011 года связка Facebook + Twitter стала основной протестных действий в Египте. Созданная Ваэлем Гонимом страница в и Facebook стала основной площадкой оппозиционного движения Египта.

В день создания ее посетителями стали около 10 человек . Через полгода участниками страницы стали более 500 000 подписчиков, страница стала призывом к восстанию – народной революции против результатов выборов и деятельности государственного режима.

Кроме страницы активно использовались новостные трансляции в Твиттер, также были введены хэштеги, которые сообщали участникам срочные новости, координировали действия. Отключение сотовой связи не помогло, были задействованы мобильные GSM и Wi-Fi ретрансляторы. 25 января 2011 года восстание началось, а 11 февраля 2011 года действующий режим был отстранен от управления государством.

Однако в Украине роль Твиттера была не столь важной. Для создания информационных поводов использовались социальные сети Вконтакте и Facebook. Координация действий в большей степени проводилась через SMS и сотовые сети.

После описанных выше событий и ряда других власти некоторых государств стали ограничивать использование социальных сетей, например Китай, Южная Корея. Так, во время выборов сообщения Твиттера с тематикой пердвыбороной кампании, должны быть с пометкой  агитации.  Наиболее эффективные методы противодействия – это массовый вброс новостей, перекрывающий протестные ленты. Если отсутствует возможность ограничить передачу информации, то ее можно перекрыть информационным шумом, вызвав информационный перегруз восприятия целевых групп. Также возможно модернизировать протестные сообщения, внедряя в информационные ленты различные комментарии и новые трактовки происходящего.

Процессам «ненасильственных переворотов» – «Революций 2.0»  характерен коммуникативный характер, это революции нового организационно-информационного типа, «революции флешмоба». Социальные сети становятся информационной основной революций нового типа. Twitter выполняет подчас решающую роль в координации протестных сил, усиления информационного давления. Однако наибольший эффект применения Твиттера достигается Facebook, YouTube, Livejournal и пр., обладая при этом важнейшим отличием от них — практически неограниченной оперативностью. Использование Twitter, однако, в большой степени зависит от «подготовки почвы» для протестных действий или прочих коллективных акций. В целом же, очевидно: Twitter обладает гигантским потенциалом с точки зрения развития социального моделирования.

Автор: Александр Кудаков

Высшее техническое, юридическое, экономическое и политологическое образование (МГУ, РУДН, РАНХиГС при Президенте РФ, МАИ и др.), дополнительно более 20 курсов повышения квалификации (журналистика, GR, PR и пр.).