К вопросу о соотношении скользящего имиджа и личности

К вопросу о соотношении скользящего имиджа и личности

В современной социальной науке понятие имиджа еще только получает свое развитие. Большинство наработок в данной области датируется серединой прошлого века и по настоящее время. Однако и такого скромного теоретического багажа вполне достаточно. чтобы уже сейчас говорить о том, что имидж становится одной из самых интересных и перспективных понятий современной социологии.
Имидж рассматривается как основной компонент социального взаимодействия на уровне межличностных отношений. Собственно, именно имидж является основным способом взаимодействия личности с социальной средой. Однако единого подхода к пониманию природы такого взаимодействия на сегодняшний день нет, и оно анализируется подчас с противоположных позиций. Так, например, продолжает развиваться марксистский подход, понимающий личность как совокупность общественных отношений, а имидж как внешнее проявление социализированного поведения людей [1]. С другой стороны есть концепции, рассматривающие имидж как социальный образ человека [2]. В рамках же данной статьи будет использоваться теория имиджа, понимающая его как попытку адаптации человека к социальной среде посредством своего вербального и невербального поведения. Имидж, таким образом, представляет собой индивидуальные представления человека о том, что нравится в его поведении другим людям и стремление реализовать такую модель поведения [3].

В данной трактовке важно отметить, что имидж имеет непосредственную связь с личностью, является ее атрибутивным внешним социальным выражением. Имидж есть способ, с помощью которого личность маскируется от социальной среды, от других людей. Личность как выражение человеческой уникальности во многом противостоит социальному окружению. Но общественное существование вынуждает человека адаптироваться к нему независимо от наличных противоречий. Эти противоречия и разрешаются с помощью имиджа, который «прячет» личность от социума, стремящегося нивелировать индивидуальность человека в соответствии с рамками социальных норм. Социальная полезность такого нивелирования очевидна, но она не отменяет порождаемое им противоречие личности и социума.

Если имидж является непосредственным свойством личности и не может существовать вне феномена личности, то несколько иначе дело обстоит с явлением скользящего имиджа. Вносить какие-либо дефиниции на сегодняшнее время для понятия скользящего имиджа довольно трудно, так как теорий здесь еще меньше, чем в области имиджа в целом. Тем не менее, отметим ряд наиболее значимых характеристик скользящего имиджа.

На уровне эмпирической фиксации скользящий имидж представляет собой первые мгновения общения, как правило, с незнакомыми людьми, но это не обязательное условия. Основными характеристиками такого общения выступают кратковременность (подчас это всего несколько секунд) и превалирующая роль невербальных механизмов. После такого кратковременного общения, как правило, включаются механизмы имиджа. Сам термин «скользящий имидж» призван подчеркнуть эту поверхностность общения, его быстроту, как бы первичный анализ собеседника, в отличие от имиджа, который ориентирован на долговременную и основательную подстройку под партнера. Основной вопрос в данном случае заключается в том, как связаны механизмы скользящего имиджа и имиджа в целом, связь скользящего имиджа и личности, а также функциональную нагрузку скользящего имиджа.

На первый взгляд скользящий имидж должен иметь отличие от имиджа вообще, главное здесь определиться, является ли скользящий имидж некой стадией самого имиджа или самостоятельным феноменом. На эмпирическом уровне граница прослеживается довольно четко, что может выступать основанием для выделения его в отдельную категорию явлений, однако, следует привести также и теоретическое обоснование.

Основная характеристика скользящего имиджа – преобладание невербального взаимодействия, что заставляет задуматься о древних механизмах общения. Невербальное взаимодействие возникло намного раньше вербального, так как служило основным способом общения в условиях несформированной членораздельной речи. Подобное преобладание невербального способа общения в скользящем имидже говорит о том, что его механизмы имеют весьма древнюю природу.

Теперь обратимся к вопросу о соотношении скользящего имиджа и личности. Как было показано, механизмы скользящего имиджа имеют основу в древнем поведении человека, когда невербальное взаимодействия выступало основным способом контактов между людьми. С большой долей уверенности мы можем предположить, и тому есть антропологические свидетельства, что личность в тот период была выражена крайне слабо, а основная линия идентификации человека проходила по линии рода, коллектива. Личность стала развиваться гораздо позже, наиболее интенсивно это развитие началось в период развитой государственности. Таким образом, мы можем утверждать, что механизмы, лежащие в основе феномена скользящего имиджа, значительно древнее личности.
Между тем говорить о том, что эти древние механизмы сохранились в неприкосновенном виде, представляется необоснованным. Само развитие личности как фундаментального образования психики позволяет говорить о трансформации древнего поведения человека. В настоящее время одним из актуальных вопросов социального познания является вопрос о соотношении личности и социума. В этом отношении широко известны две точки зрения. Одна из них наиболее полно выражена в марксизме и говорит о том, что личность является слепком с общественных отношений, таким индивидуальным способом реализации законов общественной жизни. Вторая точка зрения, развитая экзистенциализмом, указывает на принципиальную несводимость онтологических позиций личности и общественных отношений.

Стоит отметить, что современная социально-гуманитарная наука страдает неким комплексом системности, который заключается в том, что любое явление по умолчанию стараются вписать в стройную систему общественной связи. Каждое явление социальной природы имеет тенденцию к рассмотрению на уровне социальной системы как проявление одного из ее компонентов. В этом смысле любые феномены психики человека, проявляющие себя в социальном взаимодействия, также мыслятся как воплощение некоторых свойств социальных институтов на индивидуальном уровне, либо как фундамент социальных явлений. Недаром в социологии господствующей парадигмой является структурный функционализм.

Однако системный подход имеет существенный недостаток, состоящий в том, что в систему можно включить все, что угодно, в том числе то, что ей не является. Рассмотрение личности как части социальной системы на сегодняшний день основано целиком на известном марксистском тезисе. Однако известные феномены яркого проявления личности, такие как страсти, духовное развитие, интеллектуальные свершения, строго не вписываются в рамки социальной системы, а во многом отрицают их.

Все эти и многие другие факты наталкивают на мысль, что личность представляет собой нечто совершенно иное, чем просто часть социальной среды. Личность формируется в рамках социальной среды, но такое формирование вполне можно описать через закономерность «от противного». Личность развивается как противовес социальному поведению, его альтернатива. Личность имеет краткую историю по сравнению с социумом. Первая автобиография написана в четвертом веке, сам термин возник в Новое время, что говорит о длительно формировании данного феномена.

Явные следы личности, да и то выраженные не слишком очевидно, можно рассмотреть, как уже отмечалось, только в период государственности и сложного общества. Это позволяет нам предположить, что личность возникает в ходе распада родового строя. Вероятно, личность создала совершено новый механизм существования человека, которые не сводим к социальным отношениям и во многом противостоит им. Среди всех сколь-нибудь значимых теорий личности можно увидеть одну общую черту: теоретический максимум развития личности означает полную независимость от социальных отношений. Иными словами, человеку будет уже ненужно даже элементарное общение. Конечно, фактических примеров такого уровня развития личности нет, но есть примеры приближения к нему, в частности довольно показательны в этом смысле отшельники и мыслители, жившие уединенно. В этом также выражено противостояние личности и социума.

Если личность противостоит социуму, а, возможно, никогда не сможет стать его полноценной частью, то у нее должны быть механизмы собственной реализации вне рамок социальных норм.
Одним из таких механизмов, по мнению автора, и является «скользящий имидж». Имидж является основным способом приспособления личности к социальной среде, когда другие люди выступают носителями в первую очередь социальных отношений, воспринимаются как отчужденные индивидуумы. «Скользящий имидж» выступает как способ наладить общение с человеком без использования собственно имиджа, вне социальных рамок. По этой причине в нем и преобладают древние невербальные механизмы, которые были основной такого непосредственного взаимодействия в общении.

«Скользящий имидж» выражает некоторую иную грань бытия личности в общении, отличную от типичных социальных механизмов имиджевого взаимодействия. Основные же стороны его природы еще только предстоит понять.

Список литературы:

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избранные сочинения в 9 т. Т.2. М.: Политиздат, 1985. – 323 с.
2. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994. – 280 с.
3. Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб.: Наука, 2007. – 312 с.

Опубликовано: Суворов С.А. К вопросу о соотношении скользящего имиджа и личности / Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира». Материалы V международународной научной Интернет-конференции, Тамбов, 2012.

Автор: Суворов Сергей Александрович

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, социолог, преподаватель социологии (2001-2006). Кандидат социологических наук. Более 30 научных публикаций, участие в 20 научных и научно-практических конференциях. Руководство 25 социологическими исследованиями по социально-политической и избирательной тематике.