Портрет избирателя Тамбовской области и их активность в Интернет-пространстве

Портрет избирателя Тамбовской области и их активность в Интернет-пространстве

Для начала обозначим некоторые общие характеристики избирателей Тамбовской области. Общая численность избирателей на 10.01.2016 года оценивается ВЦИК в 855311. Динамика характеристик избирателей довольно слабая. Электоральная база стабильна в течении последних 6-7 лет. Конечно, какие-то изменения численности и состава происходят, но они не меняют картину в целом. В количественном отношении есть последние данные на начало 2015 года. Отмечу, что такие исследования проводятся ежегодно, существенных количественных изменений с 2012 года нет. Однако с учетом погрешности выборки могут быть отличия от других исследования подобного рода.

Отметим ряд особенностей характеристик избирателей. Среди избирателей преобладают женщины, причем, существенно (67,3%). Отметим, что именно это часть электората традиционно активна на выборах в области. Многие избирательные компании в регионе рассматривают их как target group. По совокупности 53,4% избирателей в регионе относятся к молодежи, опережая в этом «традиционный электорат» — пожилых людей. Активность молодежи на выборах также увеличивается.

Представленность людей со средним специальным и средним техническим образованием (70,3%) свидетельствует скорее о значимости доли людей пожилого возраста. Однако увеличение доля лиц с высшим образованием (29%) является следствием увеличения числа молодежи.

В профессиональном отношении превалируют рабочие профессии (24,2%), которые включают в себя весьма широкий спектр специальностей. Отметим, высокую долю студентов (12,8%), которая только на 1% уступает доли пенсионеров (13,8%).

В целом обобщенный портрет избирателя можно охарактеризовать как молодая девушка с высшим образованием, работающая, либо студентка.

При этом доля лиц, получающих информацию о политике из Интернета постоянно растет, в настоящее время она равна примерно 47%, от общего числа. При этом среди молодых людей доля таковых 44%. Отметим, однако, что здесь стоит учитывать тот факт, что молодые люди редко целенаправленно ищут информацию по политике в Интернете. Для них информация подобного рода носит скорее «навязанный» характер: дали листовку, увидел по телевизору в перерыве фильма и т.п.

В настоящее время Интернетом в области пользуется примерно 61,4 % населения. Однако данные по частоте использования отсутствуют, либо весьма неточны. За последние два года в данной отрасли наблюдается прирост примерно в 10%. Отметим, что этот рост наблюдается на протяжении всего периода интенсивного развития Интернета в регионе, а это больше 10 лет. На этом основании мы можем предполагать, что рост интернет-пользователей в ближайшие годы будет только возрастать. Тому есть несколько факторов:

— интернет-технологии дешевы и общедоступны, при этом сегодня он уже давно стали частью быта и производства;
— в период экономического кризиса интернет становится важной частью инфраструктуры развлечений, потребления и, очевидно, информации. При этом все эти отрасли дешевле в силу себестоимости именно в Интернете. Иными словами, в силу экономии люди посмотрят фильм в Интернете, а не пойдут в кино;
— молодежь, которая сейчас является самым активным пользователем интернета, перейдет в средний возраст. Интернет для них уже часть жизни, это же будет касаться и новой молодежи, которая сформируется за ближайшие 2-5 лет.

По социальным характеристикам пользователи в регионе распределены следующим образом:
— это в основном молодежь в возрасте до 40 лет;
— есть преобладание женщин в силу их преобладания в данной возрастной категории;
— образование высшее, либо студенты.
— различий по доходу нет.

В отношении популярности различных ресурсов и каналов Интернета существенных отличий от России в целом здесь не выявлено.

По данным на июнь 2015 года (за прошедший период существенно картина вряд ли поменялась) можно составить такой рейтинг популярности интернет-ресурсов:
1. ВКонтакте самая популярная сеть, пользуется практически вся молодежь и многие люди среднего возраста.
2. Одноклассники. Более популярны у людей среднего и старшего возраста.
3. Facebook. Более популярна у студентов и людей с уровнем доходов выше среднего.
4. Instagram. Аудитория практически полностью молодежная. Менее популярен, так как его возможности рассматриваются как вторичные (все тоже самое можно делать в других социальных сетях).
5. Twitter. Также менее популярен также из-за своей вторичности.

В целом первые три позиции существенно опережают остальные.

С учетом социально-демографических характеристик избирателей в регионе их активность в Интернете можно оценить как высокую. Через интернет они узнают в том числе политические новости, о политиках в том числе. Однако тут есть одна существенная особенность. Пользователи специально довольно редко ищут информацию о политике. Такие случае связаны, как правило, с какими-нибудь вбросами. К примеру, скандал, резонансное выступление политика. В остальных случаях политическая информация попадает к ним через новостные ленты в социальных сетях, в рамках контекстной рекламы и т.п. Социальные сети являются приоритетным источником новостной информации, правда, это касается ТОП-3.

Автор: Суворов Сергей Александрович

Суворов Сергей Александрович

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, социолог, преподаватель социологии (2001-2006). Кандидат социологических наук. Более 30 научных публикаций, участие в 20 научных и научно-практических конференциях. Руководство 25 социологическими исследованиями по социально-политической и избирательной тематике.