Политический имидж с Twitter: идеалы, возможности, реальная ситуация

Политический имидж с Twitter: идеалы, возможности, реальная ситуация

Социальные сети – весьма эффективный инструмент для формирования политического имиджа в сети Интернет. Все большее количество известных политических деятелей прибегает к их использованию. С чем это связано? Во-первых, аудитория социальных сетей растет с каждым днем. Все большее количество пользователей предпочитает новостные ленты отдельным новостным сайтам или электронным СМИ. Во-вторых, в социальной сети гораздо проще и быстрее можно сформировать собственный «образ» в зависимости от существующих целей и мотивов. В этой связи, стоит сказать о многообразии социальных сетей, существующих на сегодняшний день, а это, в свою очередь, позволяет выбрать наиболее подходящую и удобную  платформу для создания и раскрутки аккаунта или же попробовать себя в нескольких сетях одновременно.

Для современного политика проявление активности в социальных сетях является очень важным, но при этом достаточно трудоемким процессом. Однако на некоторые ресурсы все же стоит обратить особое внимание, так как они являются очень эффективными инструментами не только при создании собственного имиджа, но и при формировании крупных электоральных площадок и движений. Одним из таких ресурсов является Twitter – ресурс, с помощью которого можно изменить мир, ограничившись всего лишь 140 символами.

Можно много говорить о преимуществах микроблога Twitter: это популярность, удобство, быстрота, лаконичность, распространяемость, цитируемость и т.д. К тому же аудитория данного ресурса представляется довольно масштабной и разнообразной. Именно Twitter стал одним из излюбленных ресурсов зарубежных политических деятелей. Так, на сегодняшний день из 193 стран-членов ООН 85% государств имеют твиттер-аккаунты. Из числа глав государств, две трети лично представлены в Twitter. В России он также активно набирает популярность (по данным TNS, среднемесячная аудитория Twitter в 2015 году  составила 7,4 млн. чел) не только у представителей политической элиты федерального масштаба, но и среди политиков регионального уровня. Этот ресурс не мог не заинтересовать группу экспертов, занимающихся исследованием Интернет — пространства Калининградской области и  активности политических деятелей в социальных сетях.

Но прежде чем говорить о результатах исследований Twitter-пространства в Калининградской области, следует рассмотреть результаты анализа страниц наиболее видных политических деятелей, профили которых эксперты выбрали в качестве «образцов».

Пожалуй, самым «идеальным» аккаунтом является профиль президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер. Почти по всем параметрам он демонстрирует высокие показатели (несколько миллионов подписчиков, более 9 тыс. твитов, высококачественный контент, активность профиля и т.д.). Команда Президента Аргентины в принципе очень внимательно следит за ведением аккаунтов в социальных сетях, в том числе и в Twitter, так, у президента уже есть определенный образ в Интернет-пространстве, который пользуется большой популярностью. Это, прежде всего, образ сильной и современной женщины-лидера, которая точно знает, чего хочет и не боится об этом говорить. Стоит отметить, что Кристина Киршнер не так часто прибегает к услугам традиционных СМИ, поэтому Интернет для нее приоритетен — с помощью различных ресурсов он позволяет контролировать трактовку ее слов и управлять большими потоками информации.

Если говорить об отечественной политической элите федерального масштаба, то здесь особое внимание привлекают страницы Д.А. Медведева и А.В. Дворковича. Что касается Медведева, то его аккаунт также можно считать «образцовым». Страница пользуется большой популярностью у российской аудитории, активно цитируется и периодически упоминается в СМИ. Контент подобран довольно качественно, однако активность профиля не столь высока, как можно было ожидать. Так как ведением аккаунта занимается не сам Медведев, а команда специалистов, следовало бы уделять больше внимания активности и частоте публикаций. Однако в целом, профиль производит довольно хорошее впечатление.

Если говорить об А.В. Дворковиче, то его аккаунт представлял особый интерес для исследования. Многие российские СМИ (в том числе и федеральные) регулярно ссылаются на слова политика из его микроблога, а цитаты мгновенно расходятся в социальных сетях и сообществах. Среди российских пользователей, широкое распространение получило мнение о том, что ведение Twitter – излюбленное занятие политика, так как ведением аккаунта явно занимается сам  Дворкович. Так, страница была создана в 2010 году, и за все время ее существования было опубликовано более 24 тыс. твитов – очень высокий показатель для российского Интернет-пространства. Несомненно, большим плюсом является публикация авторских комментариев, мнений, новостных сообщений и фотографий. Однако самая крупная проблема данного профиля – большое количество репостов (многие из них не несут особой смысловой нагрузки и только «перегружают» страницу и ухудшают качество представленного контента). Но все же Twitter – единственная социальная сеть, которая интересна политику. Скорее всего, это является частью его политического имиджа, ведь  почти каждый человек, которому известно имя Аркадия Дворковича, знает о том, что он обладатель «живого» и интересного микроблога.

Что касается политических деятелей Калининградской области, то из всех политиков, которые вошли в выборку экспертов, только меньшая часть имеет аккаунты в Twitter, и только половина из них ведет страницы и делает публикации. Хотя данный ресурс весьма популярен среди жителей этого субъекта Российской Федерации  (среднемесячное количество пользователей –11 272 человек).

Пожалуй, наиболее показательным можно считать страницу губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова.  Twitter — единственная социальная сеть, в которой политик проявляет наибольшую активность и где публикации ведутся от его имени (а не от органов гос. власти). В аккаунте есть необходимый минимум информации о политике, в том числе ссылка на сайт. По многим параметрам его страницу даже  можно отнести к «образцовым». Во-первых, количество подписчиков – их более 20 тыс., во-вторых, — довольно большое количество публикаций. Это достаточно высокие показатели для политика регионального уровня, однако над популярностью страницы все же необходимо работать. Что касается контента, то тут также следует отметить положительный момент: тематика постов весьма разнообразна, их  довольно интересно читать. Так, политик зачастую делится самыми свежими новостями и событиями, а также дает комментарии по различным проблемам. На странице также представлены хэштеги, среди которых много популярных в данном регионе. За анализируемый экспертами недельный период на странице дважды использовался хэштег #ЧМ-2018. Однако более частое их использование могло бы активно способствовать росту популярности страницы  в пространстве микроблога, так как именно хэштеги – ключевая особенность Twitter-пространства.

К сожалению, другие политики области не проявляют интерес к ведению Twitter-аккаунтов. Страницы есть у Ярошука, Болычева и Абарюса, но все они утратили свою актуальность. Однако стоит отметить, что некоторые из страниц имеют потенциал для дальнейшего развития.

Ожидалось, что у главы Калининграда будет не менее интересный и привлекательный профиль, чем у губернатора области. Но его страница даже не является верифицированной, а публикация последнего твита датируется февралем 2012 года. Хотя, несомненно, грамотно оформленный микроблог мэра города  был бы весьма популярен среди жителей Калининграда.

Если говорить о представителях Калининградской областной Думы, то, например, Болычев О.Н.  ранее довольно внимательно относился к ведению Twitter. Об этом говорит большое количество подписчиков, контент, представленный на странице, и использование хэштегов. Страница имеет примерно тот же адрес, что и личный сайт политика. Это можно отнести к положительным аспектам. Принимая во внимание активность политика в социальной сети Facebook и на персональном сайте, можно предположить, что ведение микроблога будет актуальным для данного политического деятеля. Болычев занимается благотворительностью, регулярно осуществляет приём граждан и ему есть чем поделиться с избирателями.

А вот аккаунт Абарюса Е.Р.  невелик и довольно хаотичен. Об этом свидетельствует небольшое количество подписчиков, контент (беспорядочные подборки фотографий)  и отсутствие хэштегов. Однако особый интерес вызывает адрес страницы: ivansovetskiy. Это неплохая альтернатива одноименному адресу (прим. депутат областной Думы Абарюс является представителем г. Советска Калининградской области). Абарюс регулярно устраивает приемы граждан, посещает различные мероприятия и общественные учреждения, довольно популярен среди жителей города Советска – все это можно активно использовать при ведении Twitter-аккаунта. Также можно сказать о том, что микроблог Абарюса будет интересен увлекающимся спортом гражданам, в особенности молодежной аудитории.

Таким образом, подводя итог исследованиям экспертов, можно сделать вывод о том, что большинство политиков Калининградской области не используют один из наиболее современных и комфортных ресурсов — Twitter для формирования политического имиджа в сети Интернет. Хотя  комплексный анализ профилей представителей не только отечественной, но и зарубежной политической элиты показал,  как современный политик может формировать необходимый образ, вызывать интерес к своей персоне и привлекать потенциальных избирателей не только с помощью личного сайта или раскрученной страницы Facebook/Вконтакте, но и с помощью удобного и лаконичного микроблога Twitter.

Автор: Елизавета Конышева

Бакалавр РАНХиГС при Президенте РФ (кафедра Политологии и политического управления). Участвовала в MMU Cheshire Summer School in Critical Thinking, Global Leadership`s TILIP Program. Владеет английским языком.