Магия флешмоба

Магия флешмоба

В новостях декабря 2016 года несколько раз упоминалось о песенных флешмобах на вокзалах Российских и Украинских городов. Флешмобы знакомы многим по различным занимательным сюжетам интернета.  Так что же такое флешмоб? Так ли безобидно это мероприятие как кажется? Давайте разбираться.

«Flashmob» переводится как «вспышка толпы» или «мгновенная толпа».  Флешмоб — предварительно запланированная массовая акция, в которой группа людей, не обязательно большая, заблаговременно планирует определенные действия, неожиданно формируется в общественном месте, осуществляет принятый сценарий действий и также внезапно расформировывается. Ключевым аспектом эффектности флешмоба становится спонтанность начала и внезапность появления. Для поддержания эффекта внезапности участники перемещаются по одиночке к месту действия.

Обычно флешмоб формируется через соц. сети, тематические сайты и форумы сети. Участники флешмобов называют себя «мобберы», некоторые из них считают себя участниками глобального движения флешмобберов. Сценарий и место выполнения действий выбираются общим голосованием участников или устанавливаются инициативной группой, если мероприятие тематическое.

Моментом рождения флешмоба считается публикация книги Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция» в октябре 2002 года. Однако автор не преследовал цели организации какого-либо движения или сообщества. Инициатива создания такого движения принадлежит создателю сайта FlockSmart.com – 28-летнему программисту из Сан-Франциско Р. Зазуэта – после ознакомления с упомянутой выше книгой.

Ключ к пониманию психологического воздействия флешмбома  — психология толпы.

Психологические механизмы флешмоба можно увидеть в текстах  Г.ЛеБона, С. Московичи и прочих классиков психологии толп.  Фактор внезапности действий участников флешмоба вызывает переключение внимания окружающих и любопытство к происходящему действию,  фактор массовости участников – включает циркулярную реакцию любопытства и эмоциональное кружение. В сознании окружающих флешмоб это стихийное образование, поэтому эмоции созданные действием флешмоба передаются новым участникам и за счет повторения новыми участниками усиливают эмоциональный фон ранее подключившихся.  В толпе у человека повышается степень внушаемости, так как в обычном состоянии психика человека способна обрабатывать информацию одновременно от 5-7 источников, в толпе эти каналы восприятия быстро перекрываются поступающим информационным потоком, в виде сценарных действий флешмоба, повторения действий, внешних факторов. Флешмоб вызывает психологическую разрядку участников.   Флешмоб повторяет структуру толпы : есть «ядро» флешмоба –  изначально это активная группа инициаторов, активная часть – это те окружающие действия люди, которые активно проявляют интерес и начинают либо пытаются принять участие в сценарии флешмоба, периферийная часть – это случайные наблюдатели, которые не участвуют, но проявляют интерес к происходящему. Вовлеченность в сценарий определяется тем насколько необычно происходящее либо насколько сценарий близок по своему смыслу к переживаниям или интересам окружающих. Примеры – песни на вокзалах РФ и Украины, флешмобы в торговых центрах, спортивные флешмобы в парках и прочие. Важным системообразующим фактором флешмоба является результат действия.  Способность к достижению единого результата деятельности (цели) группой индивидов жестко задана психогенетически: она входит в обязательный набор безусловных рефлексов— динамических стереотипов. Индивид не осознает, где заканчиваются границы его психики где (когда) он включается в групповое поведение, и в результате он оказывается всегда«включен» в деятельность той или иной социальной группы(реализует ее цели). Способность к достижению единого результата деятельности группой существует благодаря синхронизации ритмических процессов, обеспечивающих витальные и психические функции индивидов.

Для эффективного действия на реципиентов флешмоб должен быть:

  • Внезапным, действия участвующих должны быть спонтанны, акторы не должны привлекать внимание в месте проведения до начала флешмоба.
  • Сценарий должен подчеркивать абсудртность и нереальность происходящего, разрывать шаблоны обывательского поведения.
  • Каждый актор должен знать свою роль и действовать согласно ранее установленному сценарию
  • Действия участников флешмобы не должны вызывать агрессии окружающих, не противоречить моральным нормам окружения и нормам правопорядка.

С позиции права по ст.31 Конституции  РФ мгновенные толпы полностью законны. Флэшмобы также не подпадают под статьи «Положения о порядке уведомления органов исполнительной власти города Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах»: флешмобы — не митинги, не уличные шествия, не демонстрации и не пикетирование. Однако важно учитывать, что не должно быть ничего противоправного в содержании сценария флешмоба.

Довольно часто проводимые флешмобы позиционируют себя вне экономических, политических и религиозных вопросов.  Такой идеологической установкой флешмобы пытаются обезопасить себя от влияния внешних факторов, а также от использования в чьих-либо интересах.  Однако в настоящий момент флешмобы широко используются в политических и рекламных акциях.

Так,  флешмобы широко используются во время протестных акций, они являются основной «Мирного бунта», например «Немое стояние» во время египетских событий 2011 года, действия участников Майдана в 2014, «Белые ленты» во время протестных событий зимы 2011-2012 годов в РФ.

Флешмобы используются в политических и пропагандистских акциях, например флешмоб «Крым» в Москве в марте 2015, песенные флешмобы на вокзалах России и Украины в 2016.

Коммерческие флешмобы устраиваются в различных торговых центрах, например масштабный  флешмоб в одном из крупных ТЦ в СЗАО Москвы в 2011.

Флешмобы могут принимать опасные формы развития. Такие флешмобы — криминальный карнавал, «шопинг-бунт» (shopping-riot) — массовые беспорядки, планируемые с помощью социальных сетей, сопровождающиеся грабежами, поджогами зданий и уничтожением  всего попадающегося на пути с целью развлечения. При этом такие «флешмобы» не имеют определенной цели кроме «разрушения ради разрушения».  Такие формы флешмобов могут инициироваться в активной части цветных революций.

С развитием социальный сетей и мессенджеров реального времени (Twitter и прочие) флешмобы переходят в сеть. Психологические механизмы взаимодействия участников аналогичны рассмотренным выше. Аудитория сети – «потенциальная толпа» воздействия. Аудитория сетевых сообществ может быть как случайной толпой, пользователями  подключившимися к сообществу для периодического просмотра информации, так и экспрессивной, активно принимающей участие в виртуальной активности сообщества. Задача сетевого флешмоба перевести экспрессивные группы пользователей в действующие, а случайных участников в экспрессивных, путем постановки действий и общих целей. Для этого могут использоваться мемы, вирусный контент.

Тем не менее, флешмобы – это мирные инструменты социальной активности. Там, где к проблеме нужно привлечь внимание СМИ или никакие другие формы обращений к различным инстанциям и обществу не помогают, флешмобы могут ярко проиллюстрировать ситуацию. Флешмобы это информационный инструмент, который сам по себе не является негативным или позитивным, все зависит от того, кто его применяет и для каких целей.

Автор: Александр Кудаков

Высшее техническое, юридическое, экономическое и политологическое образование (МГУ, РУДН, РАНХиГС при Президенте РФ, МАИ и др.), дополнительно более 20 курсов повышения квалификации (журналистика, GR, PR и пр.).