Лоббирование: определение, методы, планирование

Лоббирование: определение, методы, планирование

Понятие «Лоббирование» по сравнению с многими политическими технологиями лишь недавно стало общеупотребимым в политических кругах постсоветского пространства.
Лоббирование – совокупность прямых и непрямых техник влияния на структуры, связанные с властью, для достижения определенных целей.
Термин «Лоббирование» произошел от названия «Лобби» возникшего 1553 году в Англии, использовался для обозначения прогулочного коридора в монастырях. Через 100 лет так начали называть прогулочное пространство в палате общин Англии. В политическом контексте термин начал применяться в США в 1864 году: так называли скупку голосов конгресса.
Введем уточнения определения лоббирования:
Под «структурами» в определении лоббирования понимаются как отдельные лица, принимающие решения (ЛПР), так и группы лиц целевых политических институтов.
Цели лоббирования — как положительные, так и негативные решения ЛПР. Поэтому можно выделить позитивное и негативное лоббирование.
Лоббирование  не стоит понимать, как  только материальное стимулирование ЛПР.  Хотя это одно из давних инструментов лобби, есть обширный набор приемов косвенного воздействия : создание информационных поводов, событий, петиций, вбросов информации и прочих. Отдельно стоит выделить использование для этих целей методов «Черного PR» и шантажа, классический пример которых можно найти у  И.Ильфа и Е.Петрова в произведении «Золотой теленок» : действия О.Бендера по отношению к подпольному миллионеру Корейко. Я и проект  Election Assist не рекомендуем использовать данные негативные методики, и напоминаем о персональной ответственности осуществляющего такие действия.

Для проведения эффективных мероприятий по лоббированию, необходимо придерживаться заранее составленного плана. Для каждой ситуации разрабатывается свой план. Оптимальную структуру, которую можно адаптировать к конкретному случаю, рассмотрим ниже.

  1. Определить цель лоббирования по S.M.A.R.T.
  2. Обозначить исполнителей для каждого этапа
  3. Определить структуры, на которых нужно оказать влияние
  4. Определить каналы информационного воздействия
  5. Определить целевые аудитории, влияющие на структуру , на которые будут направлены действия
  6. Разработать планы локальных действий на целевые аудитории с учетом обстановки
  7. Приступить к выполнению действий, регулярно мониторя эффект от каждого шага.
  8. Корректировать пункты плана с учетом обратной связи шага

 

Правильно сформулированная цель будет достижимой за конкретное время, реалистичной, измеримой, конечной. Это позволит не распылять имеющиеся ресурсы. Важно конкретизировать структуры, влияющие на каждый этап движения к цели. При первоначальном этапе на глаза попадется наиболее влиятельная властная структура. Не стоит сразу начинать воздействие с нее. Во-первых, до подобных систем при «лобовой» атаке бывает сложно достучаться из-за наличия межведомственных порядков рассмотрения обращений. Во-вторых, часто есть структуры, которые не очевидны при первичном анализе цели лоббирования, но также могут реализовать нужный эффект.

Все это нужно выявить при формулировании цели проведя анализ информации в Интернет : тематические площадки, социальные сети.  Посмотреть, какие из структур представлены в сети, какова их активность реагирования на информационные поводы сети и прессы.

Исполнителями для каждого этапа могут быть те, кто своим решением способствует достижению цели лоббирования или осуществляет влияние на следующего исполнителя. Составьте наиболее полный список подобных лиц. Чем полнее список – тем больше возможностей.  Здесь могут быть представители властных структур различного уровня, предприниматели, коммерческие организации, фонды и т.д.  Может быть, есть необычный исполнитель? Поищите его. Подумайте над возможными методами исполнения. Для генерации идей – рекомендую методику ТРИЗ Г.А.Альтшуллера, книгу Котлера «Латеральный маркетинг» и  другую бизнес-литературу для поиска идей. Это поможет активизировать сознание для поиска решений.

Определив исполнителей каждого этапа, нужно определить кто/что на них воздействует и как можно на них воздействовать.  Необходимо выявить при какой мотивации кто-либо из них примет нужное решение. Еще раз повторюсь, что речь не про материальную мотивацию, есть более эффективные информационные и психологические способы воздействия.

Вот пример типовых аудиторий окружающих ЛПР:

  • Руководство
  • Сотрудники
  • Партнеры
  • Семья, родственники
  • Общество
  • СМИ, сетевые сообщества
  • Друзья, неформальное окружение
  • Группы лиц по интересам (например окружение в фитнес-центре)

Это наиболее часто встречаемые аудитории. В каждом конкретном случае рекомендуем искать дополнительные аудитории влияния. С разной степенью эффективности можно воздействовать можно воздействовать на все аудитории, но для лучшего эффекта нужно выбрать оптимальную.  Воздействие на аудиторию осуществляется в соответствии с ее интересами : влияем на интересы аудитории, добиваясь выполнения наших целей. Здесь представляется актуальной игра на противоречиях в интересах, конфликтов интересов. Часто в рамках взаимодействия различных структур существует нерешенный конфликт интересов. Вскрыв его и при необходимости придав гласности, можно сыграть на нем.

С развитием политических и экономических отношений в обществе возрастает роль необходимости выстраивания эффективного взаимодействия между обществом и властью, властными и коммерческими структурами.  Лоббирование относительно молодая область политических и социальных технологий, тенденция развития которой –правовая формализация и выведение методов лоббирования в правовое поле. Как показывает опыт США, Великобритании и ряда других стран, эта технология может и должна использоваться для достижения общественно значимых целей.  Напомним, что будущее – за полностью «прозрачным»  лоббированием с учетом интересов сторон и правовых норм.

Эксперты проекта Election Assist обладают необходимыми компетенциями для проведения эффективных мероприятий лоббирования с использованием технологий сети Интернет, выявления необходимости лоббирования и оценки результатов различных кампаний по лоббированию.

Автор: Александр Кудаков

Высшее техническое, юридическое, экономическое и политологическое образование (МГУ, РУДН, РАНХиГС при Президенте РФ, МАИ и др.), дополнительно более 20 курсов повышения квалификации (журналистика, GR, PR и пр.).