Правовое обеспечение использования информационных технологий в рамках Евразийского экономического сообщества

Правовое обеспечение использования информационных технологий в рамках Евразийского экономического сообщества

1 ноября 1996 года на втором пленарном заседании Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации было принято постановление «Об утверждении Положения о постоянных комиссиях Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации», в соответствии с которым была образована  Постоянная комиссия Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан (далее – МПК) по внешним связям и безопасности.

Основными предметами ведения Комиссии были:

  1. Внешнеполитическая деятельность;
  2. Безопасность;
  3. Гражданская оборона и сотрудничество в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  4. Правовые основы борьбы с организованной преступностью;
  5. Охрана государственных границ;
  6. Охрана окружающей среды   и  рациональное  использование природных ресурсов;
  7. Проведение сравнительно-правового анализа   национальныхзаконодательств.

15 октября 1999 года на девятом заседании МПК, в связи с образованием новой Постоянной комиссии по вопросам формирования правовой базы Таможенного союза, Постоянная комиссия МПК по внешним связям и безопасности была трансформирована в Постоянную комиссию МПК по внешним связям, безопасности и региональному сотрудничеству. Произошли также изменения в предметах деятельности, кроме вышеупомянутых вопросов ведения, был добавлен вопрос «Сотрудничество   между    региональными    административными образованиями, в том числе приграничное сотрудничество».

Можно без стеснения отметить, что именно с 15 октября 1999 года начинается международная деятельность Межпарламентского Комитета.

Однако прежде чем говорить о международной деятельности Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан необходимо отразить деятельность Постоянной комиссии МПК по внешним связям, безопасности и региональному сотрудничеству по сотрудничеству в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Немало реальной деятельности в этом направлении было положено в 2001 году на ноябрьском заседании Бюро Межпарламентской Ассамблеи рассмотрением Обращения Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Над Кыргызстаном, над всей Центральной Азией нависла угроза радиоактивного загрязнения». Киргизские депутаты обратили внимание на проблему хранения отходов горно-металлургического и химико-металлургического производств, сохранности так называемых хвостохранилищ.

В период Великой Отечественной войны СССР вынужден был развернуть в этом регионе производство свинца и ртути, других редкоземельных металлов, а затем и урана для военной промышленности. При этом долгое время оставалось секретом, что в Кыргызстане были открыты большие урановые месторождения (Мин-Кушское, Каджи-Сайское, Сумсарско-Шекафтарское), за рекордно короткий срок введенные в эксплуатацию. На их базе возник Кыргызский горнорудный комбинат, который на протяжении 40 лет перерабатывал радиоактивное сырье для нужд обороны и энергетики страны, оставив миллионы кубических метров радиоактивных отходов, законсервированных в хвостохранилищах, ряд из которых имеет мощность излучения до 500 мкР/час. Теперь они разрушаются, неся реальную угрозу радиоактивного загрязнения всему Центральноазиатскому региону. В мае 2002 года рабочая группа, в состав которой вошли депутаты парламентов и ведущие эксперты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России, на месте ознакомилась с положением дел на Ак-Тюзском, Каджи-Сайском, Мин-Кушском хвостохранилищах, хвостохранилище Кара-Балтинского горнорудного комбината, Майлуу-Суйском комплексе хвостохранилищ, рассмотрела оперативные данные и выводы о радиоактивном загрязнении районов хвостохранилищ, представленные Министерством экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, и заключение Института физики и механики горных пород ее Национальной академии наук «О состоянии урановых хвостохранилищ в Кыргызской Республике», а также информацию ОБСЕ и Министерства атомной промышленности Российской Федерации по этому вопросу.

Было установлено, что особую угрозу представляет высокая (до 9 баллов) сейсмичность горных районов — месторасположений хвостохранилищ. В случае катастрофических землетрясений в реки может быть сброшено до 50% радиоактивных отходов, которые в короткое время естественным путем могут попасть в речные системы и распространиться по всему региону Центральной Азии. Опасения вызывает также тот факт, что данные объекты могут быть использованы террористическими группировками.

Наиболее опасная ситуация связана с хвостохранилищем промышленных отходов уранового производства бывшего предприятия N 8 Министерства среднего машиностроения СССР, находящимся на расстоянии всего 2 км от озера Иссык-Куль.

На очередном заседании Бюро МПА ЕврАзЭС в Минске, в июне 2002 года с отчетом о работе группы выступил ее руководитель Ю. И. Андреев, председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по внешним связям, безопасности и региональному сотрудничеству. Еще раз было подчеркнуто, что рассматриваемая проблема — это проблема всего Евразийского экономического сообщества, да и всего СНГ.

В постановлении Бюро Жогорку Кенешу Кыргызской Республики рекомендовалось подготовить, совместно с соответствующими органами государственной власти государств-членов ЕврАзЭС, предложения по разработке межгосударственной целевой программы первоочередных мер для радиационной реабилитации загрязненных территорий.

По расчетам, проведенным в 1998 году миссией Всемирного Банка, стоимость реабилитационных работ на всех хвостохранилищах может составить 28, 4 млн долл. США, на наиболее опасных хвостохранилищах (по оценке российских специалистов, проведенной в 2002 году) она составляет 8,8 млн долл. Но эти данные не учитывают расходов на медико-реабилитационные мероприятия по оздоровлению населения и на восстановление социально-экономической инфраструктуры населенных пунктов в районах хвостохранилищ. Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС приняла в этой ситуации следующее обращение.

«Угроза большой беды нависла над всей Центральной Азией. Источник этой опасности — накопленные в течение десятилетий отходы производственной деятельности горнодобывающих предприятий Кыргызской Республики (добыча и производство свинца, цинка, ртути, сурьмы, редкоземельных металлов и особенно урана). В настоящее время хранилища и отходы урановых руд находятся в аварийном состоянии, многие из них располагаются в оползнеопасных зонах, в руслах и поймах селеопасных рек и ручьев, в непосредственной близости к жилым массивам.

Между тем в результате активизации землетрясений может возникнуть опасность быстрого и широкомасштабного радиоактивного заражения. В случае крупных землетрясений в реки может быть сброшено до 50% радиоактивных отходов, которые в короткое время естественным путем могут распространиться по всему региону Центральной Азии.

Сегодня Кыргызстан не располагает средствами для реконструкции урановых хвостохранилищ и вряд ли даже в перспективе сможет самостоятельно справиться с этой надвигающейся катастрофой.

Xвостохранилища на территории Кыргызской Республики — наследие нашего прошлого и угроза для нашего общего будущего.

Обращение депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Над Кыргызстаном, над всей Центральной Азией нависла угроза радиоактивного загрязнения» — это не только предупреждение о том, что грядущие поколения могут не увидеть жемчужину Центрально-Азиатского региона — озеро Иссык-Куль, это и напоминание о Чернобыльской трагедии, которая настигла Украину, Беларусь и Россию 15 лет назад, и о тех проблемах, которые существуют в других странах Содружества Независимых Государств в связи с хранением и переработкой радиоактивных отходов.

Чтобы предотвратить грозящую катастрофу, необходимы совместные усилия всех государств, входящих в этот регион, помощь и поддержка стран Содружества Независимых Государств, всего мирового сообщества. Ведь, как говорится в обращении парламентариев Кыргызстана, «все мы живем на одной земле, и никто не может быть уверен в том, что радиоактивная пыль одного региона не выпадет на поля другого, пусть даже далекого от него. Мы пьем одну воду. Мы дышим одним воздухом. Так можем ли мы считать себя независимыми и свободными от «чужих» проблем?»

Преодолеть надвигающуюся трагедию можно только совместными усилиями. Нельзя забывать, что любые природные, ресурсные и биосферные системы на нашей планете не только существуют взаимообусловлено, но и жизненно зависят друг от друга. Обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности этих систем может быть достигнуто только как коллективное согласованное действие государств, которые осуществляют свой экономический рост благодаря использованию их потенциала.

Протягивая руку Кыргызстану сегодня, мы помогаем миллионам граждан избежать экологической опасности, даем им шанс не опасаться за свое будущее и будущее потомков, мы боремся за будущее своей планеты. Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, обеспокоенная сложившейся в Центрально-Азиатском регионе критической ситуацией, связанной с хранением, транспортировкой и переработкой радиоактивных отходов, обращается к главам государств и правительств Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств с просьбой безотлагательно создать межгосударственную комиссию из ученых, специалистов заинтересованных организаций для проведения квалифицированной экспертизы с целью выработки программ предотвращения надвигающихся катастроф и принятия превентивных мер для снижения и ликвидации опасности радиоактивного заражения территории Центральной Азии.

Межпарламентская Ассамблея обратилась также к международным парламентским и специализированным организациям, в первую очередь к МАГАТЭ, с просьбой поддержать эти инициативы и принять активное участие в предотвращении экологической катастрофы».

В связи с образованием Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (далее – МПА ЕврАзЭС), которая является правопреемницей Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, было принято решение преобразовать Постоянную комиссию МПК по внешним связям, безопасности и региональному сотрудничеству в Постоянную комиссию МПА ЕврАзЭС по торговой политике и международному сотрудничеству (решение Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС № 18 от 14 ноября 2003 года).

К основным направлениям деятельности Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по торговой политике и международному сотрудничеству относятся:

  1. Разработка предложений по правовому обеспечению согласованного регулирования внешнеторговой деятельности, обеспечение формирования и реализации режима свободной торговли в условиях взаимовыгодных экономических отношений государств – членов ЕврАзЭС;
  2. Унификация правового механизма функционирования платежно-расчетных отношений;
  3. Разработка предложений по законодательному обеспечению согласованной политики в сфере валютного регулирования и применения национальных валют во взаимной торговле;
  4. Разработка предложений по законодательному обеспечению согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;
  5. Взаимодействие с межпарламентскими и другими международными организациями;
  6. Организационно-правовое обеспечение участия парламентских делегаций МПА ЕврАзЭС в мероприятиях, проводимых межпарламентскими и международными организациями;
  7. Оформление официального статуса Межпарламентской Ассамблеи в межпарламентских организациях;
  8. Разработка предложений по законодательному обеспечению формирования единого информационного пространства, включая развитие информационных и коммуникационных технологий в финансово-экономической сфере;
  9. Вопросы законодательного обеспечения информационной и экономической безопасности.

В целом необходимо отметить, что кроме международной деятельности, к вопросам ведения Постоянной комиссии добавились вопросы по формированию единого информационного пространства, обеспечения информационной и экономической безопасности, а также разработка предложений по законодательному обеспечению согласованной политики в сфере валютного регулирования и применения национальных валют во взаимной торговле и согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

Также была уточнена международная деятельность, вместо внешнеполитической деятельности Постоянная комиссия МПА ЕврАзЭС по торговой политике и международному сотрудничеству стала заниматься вопросами взаимодействиями с межпарламентскими и другими международными организациями, в том числе вопросами организационно-правового обеспечения участия парламентских делегаций МПА ЕврАзЭС в мероприятиях. Также в обязанность Комиссии была вменена обязанность по оформлению официального статуса Межпарламентской Ассамблеи в межпарламентских организациях.

С 1996 по 2008 года Комиссией проведены более 20 заседаний.

Большинство заседаний Комиссии были проведены Штаб-квартире МПА ЕврАзЭС — в Санкт-Петербурге, за исключением заседаний состоявшихся 11 июня 2002 года в Минске (Беларусь), 2 ноября 2002 года в Душанбе (Таджикистан), 27 мая 2004 года в Астане (Казахстан), 26 мая 2006 года в Минске.

Межпарламентской Ассамблей ЕврАзЭС по предложению Постоянной комиссии по торговой политике и международному сотрудничеству одобрены более 15 модельных (типовых) проектов законодательного акта, 7 рекомендаций по гармонизации (сближению, унификации) национальных законодательств государств – членов ЕврАзЭС, а также Концепция Основ законодательств ЕврАзЭС о приграничном сотрудничестве и Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС.

Многие разрабатываемые нормативно-правовые акты Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества находят отражения в национальных законодательных актах государств – членов ЕврАзЭС.

Так, Модельные законы «Об основах внешнеэкономической деятельности», «О технических барьерах в торговле»,  «О защитных  мерах  при  импорте  товаров  из  третьих  стран»,  «Общие принципы экспортного контроля», «О подтверждении   соответствия   продукции   и    услуг    нормативным требованиям»,   «Об  основах  технического регулирования» способствовали унификации торговых режимов и на  этой основе — росту взаимного товарооборота,  реализации режима свободной торговли  в  рамках  Сообщества,   согласованию   таможенно-тарифной политики.

Модельное законотворчество  сыграло  позитивную роль в развитии

такой новой сферы правоотношений как информатизация и  использование информационных     технологий     при    организации    электронного документооборота и электронной торговли.  Так,  модельный закон  «Об электронном   документе»   использован  при  разработке  аналогичных национальных законодательных актов,  которые сейчас уже  приняты  во всех   государствах   —   членах  ЕврАзЭС.  Принципиально  новыми  в национальном законотворческом процессе стали подходы к использованию средств электронно-цифровой подписи (ЭЦП), идентификации закрытого и открытого ключей ЭЦП.  При этом  очень  важно,  что  в  национальных законодательствах унифицированы подходы к порядку выдачи,  продления сроков  и  аннулирования  регистрационных  свидетельств,  к  порядку сертификации средств ЭЦП, лицензирования центров регистрации.

Модельные  законы  «О  технических  барьерах  в  торговле»,  «О подтверждении    соответствия    продукции    и  услуг   нормативным требованиям»    использованы    практически    всеми   национальными парламентами.

Комитет Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской Федерации  по аграрным вопросам сообщает об использовании модельного закона «О технических барьерах в торговле» и  типового  проекта  «Об основах  технического  регулирования»  при  разработке  федерального закона «О техническом регулировании».

Модельное  законотворчество  в  сфере  регионального развития и безопасности  связано  с  проблемами  законодательного   обеспечения сотрудничества приграничных регионов государств — членов ЕврАзЭС.

В соответствии  с информацией Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики  Таджикистан  в  законотворческом  процессе   использован модельный  закон  «О  регионах приграничного сотрудничества».  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  информирует  о возможности  использования  этого модельного закона для качественной проработки  правовой  базы  и  формирования   механизма   разрешения проблемы неплатежей.

В    Республике   Беларусь  при  реформировании   национального законодательства   использовались  модельные  законы  «О  борьбе   с коррупцией», «О безопасности», «Общие принципы экспортного контроля» и Рекомендации по противодействию незаконному обороту оружия.

Комитет Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской Федерации  по  обороне  использовал  типовые  проекты  «О  борьбе  с терроризмом»,  «О борьбе с коррупцией», «О государственной границе», «О  приграничных  войсках»,  «О  военной  безопасности»,   «О    государственной    тайне»,    Конвенцию о скоординированной  помощи  в случае чрезвычайных ситуаций различного характера.

В  правовых  актах Ассамблеи нашла отражение практика упрощения пограничного контроля при пересечении границ.

Постоянная  комиссия  Совета  Республики Национального собрания Республики    Беларусь    по  международным  делам  и   национальной безопасности сообщает о востребованности модельных законов «О единых принципах    валютного  регулирования  и  валютного  контроля»,   «О государственной тайне» и др.

Прогрессивные идеи  и  унифицированные   подходы   к   вопросам таможенного   и   валютного  регулирования,  заложенные  в  принятых Межпарламентской Ассамблеей модельных  законах,  нашли  отражение  в проектах  национальных  законов  и  принятых  законодательных  актах Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.

Парламент Республики Таджикистан информирует также о применении в  практической  деятельности  постоянных комиссий такого модельного закона как «О единых принципах валютного регулирования  и  валютного контроля».

Парламентарии МПА  ЕврАзЭС  не  только  активно  используют  на практике  унифицированные   принципы   модельного   законотворчества Межпарламентской  Ассамблеи,  но  и  активно  участвуют в разработке типовых  проектов,  Основ  законодательств,  рекомендаций   по   их гармонизации.  Немаловажным является то, что между депутатами в ходе совместной работы  сложились  добрые  отношения,  взаимопонимание  и конструктивное сотрудничество.

В настоящее время активно работают научно-экспертные советы, образованные   при  МПА  ЕврАзЭС,  что  позволяет  повысить  качество разрабатываемых   законодательных   актов.   Привлечение   экспертов государств — членов ЕврАзЭС к модельному законотворчеству дает новый импульс работе по формированию модельного законодательства, поднимает  ее  на  новый  уровень и,  соответственно,  придает большую практическую значимость и востребованность правовым актам Ассамблеи.

В модельном  законотворчестве  в  рамках  ЕврАзЭС  приоритет  отдается    имплементации    общепризнанных международных   норм   и   принципов  в  типовые  проекты  и  Основы законодательств.  С этой целью  налаживаются  связи  и  контакты  с авторитетными   международными   организациями,  изучаются  основные международные договоры и иные  международные  документы,  проводится анализ наиболее значимых правовых норм для последующей трансформации в правовые акты Ассамблеи.

Кроме модельного законодательства в рамках ЕврАзЭС огромное значение имеют рекомендации по гармонизации (сближению, унификации) законодательств, которые являются законопроектные предложения по введению в действующие национальные законодательства унифицированных (единообразных) норм, по внесению изменений и дополнений в национальные законодательства с целью приведения их в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Постоянная комиссия в своей работе также важное значение придает вопросу развития электронной коммерции в государствах – членах ЕврАзЭС.

Использование в торговле новейших информационных технологий и сети Интернет становится в настоящее время важнейшим стратегическим направлением дальнейшего развития торговых операций. По экспертной оценке, оборот электронной коммерции в Интернет к 2003 году уже достиг            1 трлн. долл. США — около 10% общего объема продаж в мировой экономике. Формирование национального рынка товаров и развитие международной экономической интеграции практически уже невозможны без широкого использования электронной торговли, электронного документооборота на всех этапах проведения торговых операций, включая заказ товара, проведение платежей, управление товародвижением и контроль доставки товара.

Широкому внедрению электронной торговли на территории государств — членов ЕврАзЭС пока препятствуют неразвитость информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), несовершенство нормативно-правовой базы, относительная слабость многих финансовых и кредитных организаций, нарушение взаимных обязательств участниками торговых отношений, отсутствие информационной структуры товарных рынков, адекватной современным требованиям.

В странах ЕврАзЭС имеется ряд национальных проектов и программ, направленных на создание основ электронной коммерции, например, «Концепция развития электронной коммерции в Республике Казахстан», программа в Российской Федерации «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции», совместный проект Кыргызской Республики и Эстонии «ИКТ для развития».

В то же время в их законодательных системах не существует законодательства, в полной мере определяющего параметры использования электронных эквивалентов соответствующих договоров и развития современной системы электронных платежей. Это не позволяет заключать контракты посредством обмена электронными данными, развивать отношения между субъектами электронной коммерции. К тому же для создания полноценной замены бумажного эквивалента электронным необходимо иметь несколько типов договоров и контрактов.

В каждой стране ЕврАзЭС нужны законы, определяющие юридическую силу электронного документа, должны быть приняты нормативные документы для юридических лиц с целью обеспечения качественной эксплуатации системы электронной торговли, решены правовые вопросы в отношении конфиденциальности, налогообложения при электронной коммерции, контроля за экспортом криптографических технологий, использования данных о характере поведения посетителей сайта, информации о покупках, обеспечения анонимности операций и т. д.

Стратегической задачей всех стран ЕврАзЭС становится совместная разработка типового проекта об электронной торговле, который содержал бы перечень основных принципов регулирования электронной торговли и определял ее сферу, участников, необходимый комплекс нормативных актов, параметры ее саморегулирования посредством «кодексов поведения», условия беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в рамках ЕврАзЭС и гарантии судебной защиты прав участников электронной торговли.

В то же время такой типовой проект не должен напрямую корректировать национальное законодательство о налогообложении, антимонопольных правилах, обороте ценных бумаг, наследственном праве, нотариате, защите клиентов, представительстве в суде и т. д.

Подобные ограничения существуют в зарубежном законодательстве об электронной коммерции и соответствуют Положениям Директивы Европейского Союза «Об электронных подписях» (1999г.).

С учетом изменений в законодательстве должны изменяться и акценты в системе управления — прежде всего для принятия решений на уровне менеджмента в фирмах и расширения обратной связи с гражданами и общественностью должна развиваться практика подключения юридических лиц и граждан к системе государственно финансируемых информационных услуг и покупки таких услуг через Интернет. В связи с этим необходимы и организация тендеров по услугам базовой государственной информационной сети, и увеличение размеров инвестирования в Интернет-сети регионов и муниципалитетов.

При создании и совершенствовании законодательства об электронной коммерции следует всесторонне использовать положения соответствующих международных конвенций и опыт участников Европейского союза. Во многих странах ЕС приняты специальные нормативно-правовые документы, регулирующие электронные подписи, например, в Германии уже в 1997 году — закон «Об электронной цифровой подписи».

В США такие законы имеют даже отдельные штаты. Имеются в виду Закон Штата Юта «Об электронной цифровой подписи» (1996г.), соответствующие законы штатов Калифорния и Массачусетс и т. д.

При решении в период 2002-2010 гг. комплекса стратегических задач по развитию экономической интеграции государств-участников Евразийского экономического сообщества использование такого опыта приобретает особое значение.

В первую очередь, это относится к Директиве Европейского союза о правовых основах использования электронных подписей (принятой 13 декабря 1999 года), вводящей в законоприменительную практику положения, согласно которым государства — участники интеграционного образования могут формировать систему добровольной аккредитации для повышения качества сертифицированных информационных услуг, признавать сертификаты, выданные поставщиками услуг третьих стран, и должны принимать совместные меры против мошенничества с сертификатами.

Во Всемирной торговой организации на рубеже ХХ и ХХI веков начались многосторонние торговые переговоры по вопросам международного регулирования электронной коммерции. Динамичный рост операций в этой сфере привел к развитию многосторонних торговых переговоров по методам сбора таможенных платежей, уплате НДС и некоторых других налогов, по защите прав интеллектуальной собственности, определению страны происхождения товара, поставленного с помощью электронных средств, проблемам законности электронной сделки, подлинности коммерческих документов, составленных в письменном виде или подписанных собственноручно ее участниками, и т. д.

В мае 1998г. на Женевской конференции министров стран-членов ВТО принята Декларация о глобальной электронной коммерции. В ней содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу по изучению всех торговых аспектов электронной коммерции, закреплена договоренность стран-членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Эта договоренность, формально действовавшая до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в ноябре-декабре 1999г., была продлена и впоследствии может приобрести обязательный характер.

Параллельно с переговорами специалистами изучается вопрос о характере модификации международных правил торговли товарами и услугами, положений, регулирующих охрану прав интеллектуальной собственности с учетом особенностей, присущих электронной коммерции.

Опыт развития электронной коммерции в США и Западной Европе показывает, что должны применяться унифицированные правила и на государственном уровне, и на уровне взаимоотношений фирм. Они необходимы для эффективного функционирования торговых систем (посредством сделок в Интернете), платежных систем (исполнения денежных обязательств, возникающих при совершении сделок в Интернете), систем доставки товаров (гарантий при его поставке), систем арбитража (для разрешения споров).

В некоторых странах с переходной экономикой, например, в Эстонии, многие законодательные акты уже имеют компоненты, относящиеся к ИКТ. Уголовный Кодекс обращает внимание на необходимость регулировать вопросы компьютерных преступлений, Закон о Правительстве Республики — на обязанности в сфере координации ИКТ, Закон о Государственной службе — на компьютерные навыки, необходимые для государственных служащих.

При создании современного рыночного хозяйства возникает потребность в координационном механизме — для согласованной разработки законопроектов в сфере информатики и экспертизы других законопроектов с позиции использования информационных технологий при реализации законов. При этом общая координация ИКТ может быть эффективной, если будет иметь прямое влияние как на правовые, так и на финансовые аспекты ИКТ.

В странах Евразийского экономического сообщества деятельность, связанная с внедрением и использованием ИКТ, постепенно начинает развиваться.

В Российской Федерации существует Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», принятый Государственной Думой 13 декабря 2001года. Он предусматривает правовые условия для использования электронной цифровой подписи в электронных документах — условия, при которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Годом ранее в Республике Беларусь, 10 января 2000года, был принят закон «Об электронном документе», в котором определены правовые основы применения таких документов, требования к ним, права, обязанности и ответственность участников правоотношений в сфере обращения электронных документов.

На первом информационном саммите «ИКТ для развития» в Кыргызской Республике (27-28 февраля 2001 года в Бишкеке) были всесторонне обсуждены основные задачи реализации национальной стратегии в области информационных и коммуникационных технологий.

К таким задачам были отнесены:

— обеспечение прозрачного и подотчетного управления государственным сектором экономики;

— содействие созданию конкурентной экономики;

— создание равных условий для доступа к информации;

— формирование законодательства, обеспечивающего свободу информации и вместе с тем защиту интересов государства, предпринимателей, избирателей, потребителей интеллектуальной собственности.

На практике соответствующие решения означают: обеспечение свободного доступа всех граждан и субъектов частного бизнеса к правовым государственным актам, в том числе для уверенного выхода на рынок ИКТ; создание современной государственной компьютерной системы; формирование системы общественного доступа к Интернету и информационных центров в регионах и городах.

В Республике Казахстан при разработке концепции развития электронной коммерции к важнейшим стратегическим решениям отнесены:

— подготовка информационного проекта международных торговых сделок посредством электронной торговли;

— создание региональных центров электронной торговли;

— организация пилотной зоны электронной торговли;

— внедрение в систему электронного бизнеса аппаратно-программных комплексов «бизнес-бизнес» и «бизнес-потребитель»;

— разработка закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;

— создание системы управления цифровыми сертификатами;

— аккредитация центров сертификации и испытательных лабораторий в сфере электронного бизнеса;

— организация учебно-консультационных центров по электронной коммерции.

В России по планам экспертно-координационного совета при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы рабочей группой по электронной коммерции в сентябре 2000 года был принят проект программы «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции». Определен следующий перечень базовых документов, необходимых в целях использования ИКТ: рекомендации по организации деятельности в области Интернет-коммерции; типовой контракт; типовое соглашение об использовании электронной цифровой подписи; регламент третейского суда и типовая третейская оговорка; регламент для внесения изменений в документы. Рекомендации при этом являются элементом комплексной системы поддержки электронной коммерции, предусматривающей информирование общественности, поддержку организаций, использующих практический опыт развития электронных сделок, обеспечение доказательств и защиту прав потребителей, третейское разрешение споров.

В федеральном законе Российской Федерации об электронных сделках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с основанием указывается на то, что, во-первых, законодательство о таких сделках должно использоваться наряду с иным законодательством, регламентирующим предпринимательскую деятельность, охрану прав потребителей и авторских прав; во-вторых, если в международных договорах предусмотрены иные правила, чем в законе об электронной коммерции, то применяются правила этих договоров.

28 января 2002 года Правительство РФ утвердило стратегическую программу «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», которая должна обеспечить формирование нормативно-правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, создать условия для подключения к открытым информационным системам (через Интернет, прежде всего) и для эффективного взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого использования ИКТ.

В 2005-2010 гг. предполагается завершить создание единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций и обеспечить подключение населения и субъектов бизнеса к общедоступным информационным системам через специальные общественные пункты.

Важнейшим предусмотренным программой мероприятием является формирование системы электронной торговли, в том числе для осуществления государственных закупок, с подсистемой информационно-маркетинговых центров и единой базой данных о продукции и услугах, доступной (через компьютерные сети) для всех граждан, хозяйствующих субъектов и властных структур.

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества в целях гармонизации соответствующего законодательства государств-членов ЕврАзЭС 25 марта 2002 года приняла типовой проект «Об электронном документе», а также 16 марта 2003 года приняла Рекомендации по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах — членах Евразийского экономического сообщества.

Электронная коммерция выгодна и поставщикам, и клиентам, поскольку обеспечивает глобальный рынок сбыта, повышает конкурентоспособность, создает возможность для эффективной индивидуальной деятельности, сокращения или устранения сложной системы поставок, сокращения затрат, повышения качества обслуживания, развития оперативной информации о новых товарах и услугах и т.п.

В настоящее время во всех государствах-участниках ЕврАзЭС при пока неразвитой электронной коммерции существует все возрастающая потребность в проведении различных мероприятий для ее развития и повышения уровня единства информационных систем в ЕврАзЭС. В связи с этим необходимо, чтобы в национальных законодательствах были четко определены условия, гарантирующие и защиту прав человека, и финансирование развития ИКТ, и координацию работы в государственной информационной системе.

В сфере борьбы с терроризмом Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи 16 июня 2003 года одобрены Рекомендации по совершенствованию законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере борьбы с терроризмом. В рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом имплементируются положения Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (49/60 от 9 декабря 1994 года), «Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма», Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года), Европейской конвенции о борьбе с терроризмом (от 27 января 1977 года), Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (от 15 июня 2001 года).

В своей работе Межпарламентская Ассамблея особое внимание уделяет вопросу приграничного сотрудничества как перспективной форме реальной интеграции.

Так, 5 марта 2003 года в Москве состоялись межпарламентские слушания «Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом  сообществе: состояние и перспективы».

В слушаниях приняли участие члены Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, представители Интеграционного Комитета, а также парламентов, правительств, региональных органов власти, научных организаций и деловых кругов государств – членов Сообщества.

В том числе: Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Председатель Сената Парламента Республики Казахстан О.А. Абдыкаримов, Первый заместитель Председателя Совета Федерации В.П. Горегляд, Председатель Совета Республики национального Собрания Республики Беларусь А.П. Войтович, главы дипломатических представительств и постоянные представители государств-членов ЕврАзЭС в Интеграционном Комитете.

В мероприятии приняло участие более 150 человек.

С докладом выступил Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Председатель Сената Парламента Республики Казахстан О.А. Абдыкаримов, с содокладом – Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Бюро МПА ЕврАзЭС В.А. Густов.

В обсуждениях и прениях по рассматриваемым вопросам выступило 20 человек.

В завершении работы, присутствующие обсудили проект Рекомендаций межпарламентских слушаний и приняли его за основу.

Участники межпарламентских слушаний всесторонне обсудили состояние и ключевые проблемы дальнейшего развития межрегионального и приграничного сотрудничества.   Основное внимание было уделено   вопросам правового обеспечения международной и внешнеэкономической деятельности регионов государств – членов ЕврАзЭС,   а также   гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств в этой сфере с учетом норм международного права.

В ходе обсуждения этих вопросов отмечалось, что   сотрудничество на уровне регионов – один из наиболее крупномасштабных и  эффективных факторов, способствующих выходу государств Сообщества на реальную интеграцию и играющих важную роль в создании общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы.

В то же время весь комплекс проблем, связанных с   разрывом кооперационных связей, спадом производства, неплатежами, снижением уровня жизни населения в условиях перехода к рыночной экономике ощущается, прежде  всего, в регионах. Особенно в тяжелом положении оказались приграничные территории, где были разорваны или ограничены не только экономические, но и привычные трудовые, культурные и бытовые контакты жителей. Острота этих проблем подтверждает необходимость срочной постановки вопроса о необходимости реализации на новой экономической и правовой основе целого комплекса мер по нормальному жизнеобеспечению  населения приграничных регионов.

Участники слушаний отмечали, что государства  Сообщества пока не используют в должной мере значительный потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества для более активного вовлечения регионов во внешнеэкономическую деятельность.    Несмотря на появившиеся в последние годы некоторые положительные тенденции, внутренний товарообмен в Сообществе все еще находится на уровне 25-30%.

Кроме того, 14 ноября 2003 года Межпарламентской Ассамблей ЕврАзЭС одобрена Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС.

Концепция определяет  цели,  принципы  и  приоритеты  в  деятельности  органов Евразийского экономического сообщества,  органов  законодательной  и исполнительной власти,  органов местного самоуправления, организаций и граждан государств — членов ЕврАзЭС  в  сфере  межрегионального  и приграничного сотрудничества.

Концепция учитывает  накопленный  опыт  сотрудничества  в  этой области  и  исходит  из  целей  формирования  Единого экономического пространства,  на котором будут функционировать однотипные механизмы регулирования   национальных   экономик,   основанные   на  рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм.

Также Постановлением Бюро Межпарламентской Ассамблей ЕврАзЭС от 14 апреля 2005 года одобрены Рекомендации по развитию и гармонизации правовой базы, регулирующей приграничное сотрудничество государств — членов ЕврАзЭС.

В Рекомендациях отмечается, что приграничное   сотрудничество  является   одним   из   наиболее эффективных   путей  перехода  к  реальной  интеграции,  действенным резервом  для  завершения формирования Таможенного союза  и  Единого экономического   пространства,   а  также   социально-экономического развития  приграничных  территорий,  повышения  деловой  активности, занятости и жизненного уровня населения.

Несмотря на важное значение этих документов уровень развития  и гармонизации    законодательной   базы   в    сфере    приграничного сотрудничества  не  позволяет полностью реализовать  его  потенциал, значительно  отстает  от запросов практики, не обеспечивает  решения самых  насущных  проблем  приграничного взаимодействия  сопредельных государств  Сообщества.  Из-за  несовершенства  и  несогласованности правового  инструментария на приграничных  территориях  не  решаются многие  проблемы,  связанные с поддержанием исторически  сложившихся жизненно  важных контактов в производственной, торговой, социальной, культурной, бытовой и других сферах сотрудничества.

В Рекомендациях отмечается, что необходимо уделить    особое    внимание   развитию    национального законодательства  в  сфере  приграничного  сотрудничества  с   целью определения    национальных   приоритетов,   принципов    и    целей приграничного     сотрудничества,     регламентирования      порядка осуществления приграничных связей, определения круга их  участников, решения  других внутренних вопросов и создания правовых условий  для межгосударственной  интеграции.

Однако самым важным достижением Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по торговой политике и международному сотрудничеству в сфере приграничного сотрудничества следует отнести принятие 30 мая 2007 года Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС о приграничном сотрудничестве.

Справочно: Основы законодательства в базовых сферах правоотношений — основополагающие нормативные правовые акты Сообщества, устанавливающие единые для Сторон начала правового регулирования в соответствующих сферах правоотношений.

Основы законодательства ЕврАзЭС о приграничном сотрудничестве являются важнейшим инструментом гармонизации национальных законодательств. Вместе с тем, относительно целесообразности использовать этот механизм в настоящее время высказываются различные точки зрения. Однако не приходится сомневаться о его вступлении в силу в ближайшее время. Согласно договору Основы разрабатываются международной рабочей группой, формируемой правительствами сторон под эгидой Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

Основы законодательства, можно сказать, являются переходной формой к наднациональному закону. После подписания Межгоссоветом и ратификацией сторонами, Основы являются непосредственной частью законодательства сторон.

Объектом Основ законодательства Евразийского экономического сообщества по приграничному сотрудничеству является деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных объединений в сфере приграничного сотрудничества, а также совместных с сопредельными государствами органов по приграничному сотрудничеству, наделенных в соответствии с международными соглашениями между приграничными государствами правосубъектностью и находящихся на территории государств – членов Сообщества.

В Основах законодательства следует использовать следующие основные понятия:

  1. Приграничное сотрудничество — согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных объединений с соответствующими участниками приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого экономического и социального развития приграничных территорий, установление, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных территорий с приграничными территориями сопредельных государств – членов ЕврАзЭС.
  2. Участники приграничного сотрудничества – органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, общественные объединения, а также совместные с сопредельными государствами органы по приграничному сотрудничеству, наделенные в соответствии с соглашениями правосубъектностью и находящиеся на территории государств-членов Сообщества.
  3. Приграничная территория — часть территории государства – члена ЕврАзЭС, административная граница которого совпадает с линией Государственной границы государства – члена Сообщества.

4.Евразиярегион — Регион приграничной интеграции и сотрудничества – приграничные территории государства — члена ЕврАзЭС и соответствующие территории сопредельных государств, участвующих в соглашении о приграничном сотрудничестве, на основании которого создаются совместные органы по приграничному сотрудничеству, определяется их компетенция и местонахождение.

  1. Сопредельные государства – государства ЕврАзЭС, граничащие между собой.
  2. Население приграничных территорий — граждане государств-членов ЕврАзЭС, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие вид на жительство, постоянно проживающие на приграничной территории Сообщества.
  3. Сфера приграничного сотрудничества – совокупность видов деятельности, направленной на реализацию задач приграничного сотрудничества.
  4. Государственная поддержка развития приграничного сотрудничества – совокупность решений и действий организационного, правового, финансового характера органов государственной власти государств-членов ЕврАзЭС, направленных на реализацию проектов приграничного сотрудничества;
  5. Государственный проект приграничного сотрудничества – комплекс мер органов государственной власти государств – членов Сообщества, направленных на развитие приграничного сотрудничества, осуществляемых с использованием средств государственного бюджета государств – членов ЕврАзЭС.
  6. Соглашение о приграничном сотрудничестве – правовая форма взаимного согласия по вопросам приграничного сотрудничества между субъектами приграничного сотрудничества.

Задачами, приграничного сотрудничества, следует, на наш взгляд, признать следующие:

1) установление и развитие дружественных связей между сопредельными государствами – членами ЕврАзЭС;

2) создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства на сопредельных приграничных территориях государств Сообщества;

3) содействие взаимопониманию и дружбе между населением приграничных территорий сопредельных государств – членов ЕврАзЭС;

4) создание условий по развитию и упрощению взаимных связей участников приграничного сотрудничества;

5) поддержка соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств;

6) обеспечение поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления хозяйствующих субъектов, участвующих в создании приграничной инфраструктуры;

7) создание условий, способствующих развитию транспортной инфраструктуры, обустройству и развитию приграничной инфраструктуры в целом;

8) повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничных территорий;

9) реализация согласованной стратегии регионального развития, в том числе в осуществлении градостроительной, промышленной, аграрной, экологической, инвестиционной политики;

10) создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;

11) создание условий, способствующих прекращению оттока населения из малонаселенных приграничных территорий;

12) противодействие проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничных территориях;

13) содействие реализации внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственных границах, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, другими правонарушениями;

14) эффективное и бережное использование природных ресурсов приграничных территорий, сохранение памятников истории и культуры;

15) осуществление согласованных мер в области охраны окружающей среды на приграничных территориях;

16) создание условий для обмена в области образования, культуры, изучения населением приграничных территорий культурного наследия и языка сопредельных государств.

Принципами приграничного сотрудничества являются:

1) законность;

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

4) мирное разрешение приграничных вопросов;

5) взаимное соблюдение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

6) не нанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

7) учет особенностей приграничных территорий и сопредельных государств;

8) государственная поддержка инициатив органов местного самоуправления, населения приграничных территорий, направленных на реализацию задач, закрепленных в настоящих Основах;

9) скоординированность действий участников приграничного сотрудничества;

10) разграничения ответственности и полномочий между центральными и местными органами исполнительной власти.

В Основах законодательства следует указать, что приграничное сотрудничество в ЕврАзЭС осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами международного права, Конституциями государств-членов Сообщества, международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, нормами национального законодательства.

Таким образом, комиссия вносит ощутимый вклад в формирование единого информационного пространства ЕврАзЭС, создание законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики стран Евразийского экономического сообщества в сфере торговли и международной деятельности.

Автор: Виталий Павлович Ермолаев

Виталий Павлович Ермолаев