Instagram, YouTube и Блоги: возможности инструментов в формировании политического имиджа в сети

Instagram, YouTube и Блоги: возможности инструментов в формировании политического имиджа в сети

Как известно, многие современные политики все чаще обращают внимание на свое присутствие в различных социальных сетях и Интернет-ресурсах. Многим из них удается использовать их как весьма эффективный и доступный инструмент в процессе формирования политического имиджа. Группа экспертов заинтересовалась анализом таких платформ как Instagram, YouTube и Блоги, с помощью которых многим известным политикам мирового уровня удается так успешно «выпускать» в сеть информацию, касающуюся их политического имиджа, эффективно ее контролировать, а также  поддерживать контакт с избирателями и привлекать электорат.

Несомненно, каждый из этих ресурсов обладает уникальными возможностями и большим потенциалом. По данным TNS, ежемесячная аудитория Instagram в 2015 году составила 10, 7 млн. чел, а число активных авторов – 2,4 млн. При этом более 70% — женская аудитория. LiveJournal стал площадкой для любителей «почитать, а не поговорить»: из 16,4 млн человек ежемесячной аудитории, активность проявляют 123 тыс. авторов (данный ресурс является наиболее популярным среди отечественных политиков-блоггеров). Что касается YouTube, то количество пользователей там также высоко, однако аудитория там самая «возрастная»: категория «45-54 лет» обогнала все остальные группы по количеству времени, потраченному на YouTube-видео (об этом свидетельствуют данные исследования компании Gemius).

В данной статье предлагается поэтапное рассмотрение возможностей данных инструментов на примере не только политиков высшего уровня (которых эксперты выбрали в качестве «образцов»: А.В. Дворкович, Кристина Фернандес де Киршнер и Д.А. Медведев), но и на примере участия в них представителей региональной политической элиты (в данном исследовании  проводилась работа с политиками Калининградской области и Интернет-пространством данного субъекта РФ).

Стоит начать с рассмотрения профилей Криcтины Киршнер, которая, как известно, очень внимательно относится к своему имиджу в сети Интернет и имеет аккаунты практически во всех социальных сетях. У Кристины есть своя страница в Instagram и канал на YouTube (было обнаружено два канала, один из которых явно принадлежит Правительственным органам страны, а другой – личный – не является верифицированным и на него нет ссылок на официальном сайте политика). Личного блога у Президента Аргентины нет, но это представляется вполне логичным, так как у нее есть достаточно качественный сайт.

Так, хотелось бы начать с общих данных, представленных на странице в Instagram. Стоит отметить, что страница очень популярна (около 157 тыс. подписчиков), посещаемость и активность подписчиков высока, как и достаточно высока активность самого политика (об этом говорит регулярные публикации фото и видео, однако публиковать информацию можно чаще, так как за анализируемый период не было ни одного обновления. Статистические показатели по полученным лайкам превышают средний уровень, характерный для СМИ и медиа. Большинство публикаций сопровождаются тэгами, что позволяет повысить популярность страницы. Почти все фотографии страницы высокого качества, интересны и разнообразны: фото политика на различных светских мероприятиях, во время торжеств и выступлений, не перегружено излишней «официальностью», но при этом вполне соответствует социальному статусу и занимаемой должности. Многие фото сделаны с достаточно близкой дистанции, что также является привлекательным для подписчиков. Данная страница хорошо демонстрирует политический имидж Кристины. В целом, анализ профиля Кристины Фернандес де Киршнер в Instagram продемонстрировал, что с помощью грамотно оформленной страницы политик может активно взаимодействовать с гражданами, делиться с ними интересными фактами и событиями, сообщать новости и вовлекать их в процесс обсуждения.

Из российских политиков внимание экспертов привлек профиль А.В. Дворковича. Его страница достаточно популярна (около 18 тыс. подписчиков, что является неплохим показателям для российского Интернет-пространства), посещаемость и активность подписчиков тоже демнострирует неплохие показатели (учитывая специфику контента страницы), как и достаточно высока активность самого политика. Статистические показатели по полученным лайкам не превышают средний уровень, характерный для СМИ и медиа, в принципе этого и следовало ожидать, так как фигура Дворковича не столь популярна, как первые лица государства или мировые лидеры. Что касается непосредственно контента, представленного на странице, то здесь стоит отметить, что профиль носит скорее личный, а не официальный характер. Очень многие фотографии семейные (с женой, ребенком, на даче и т.д.), фото пейзажей и природы или репосты других публикаций. В целом, анализ профиля А. Дворковича в Instagram продемонстрировал, что политик не использует данную социальную сеть для  формирования политического имиджа. Несмотря на то, что у Дворковича есть только две страницы в социальных сетях – Twitter и Instagram, политик не использует их исключительно в рабочих целях.

Что касается Д.А. Медведва, то он также задействован во многих социальных сетях, в том числе Instagram (профиль верифицирован). На аватаре представлена привлекательная фотография, есть описание профиля, ссылка на сайт Правительства. Количество подписчиков страницы весьма высоко (более 2х млн человек) и их число постоянно растет. Помимо этого политик ведет свой блог на сайте, но качественно оформленного канала на YouTube у него нет.

Если говорить о политической элите Калининградской области, то общая вовлеченность политиков, вошедших в выборку экспертов (Цуканов, Ярошук, Болычев, Оргеева, Абарюс и многие другие),  в рассматриваемые Интернет-ресурсы находится на достаточно низком уровне. Только глава Калининграда Ярошук имеет личную страницу в сети Instagram, которая, к сожалению, потеряла свою актуальность и не ведется политиком. Стоит отметить, что в целом, упоминаемость политиков в данных сетях демонстрирует достаточно высокие показатели. Например, С. Гинзбург довольно часто упоминается пользователями ЖЖ, это же можно сказать и об А. Кропоткине. Около 20% всех упоминаний имени губернатора Цуканова за анализируемый период также приходилось на LiveJournal, а вот мэр Ярошук появлялся в пространстве блогосферы довольно редко. На YouTube, несомненно, можно найти весьма любопытные ролики с участием политиков. Так, там достаточно много видео с участием Болычева О.Н. (интервью, ответы на вопросы журналистов, запись открытия летнего лагеря) – так, политик имеет достаточно большой потенциал для ведения собственного канала. По запросу «Марина Оргеева» поисковик YouTube выдает более 150 результатов (чаще всего это комментарии по различным вопросам, интервью, записи встреч и выступлений). Еще большее количество видео поисковик предлагает по запросам «Александр Ярошук» и «мэр Калининграда». Но абсолютным рекордсменом является Н.Н. Цуканов: выдача более 1500 роликов на различную тематику, в том числе и обращения к избирателям. В пространстве ресурса также есть один любопытный канал: «МЫ ЗА ЦУКАНОВА!», на котором представлены ролики с обращениями самого Цуканова и поддерживающих его депутатов областной Думы к гражданам с призывами голосовать за губернатора. Данный канал, несомненно, имеет потенциал для развития и смог бы стать неплохой платформой для продвижения каких-либо политических проектов и инициатив.

А вот в Instagram личной страницы у губернатора нет, однако там  достаточно популярны хэштеги: #цуканов – 444 публикации и #зацуканова – 264 публикации. Стоит отметить, что подобные хэштеги активно используются и пользователями Вконтакте, что говорит о неплохих возможностях для их популяризации в пространстве сети.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, следует сказать о том, что анализы страницы политиков федерального уровня, а также представителей зарубежной политической элиты показал, что использование таких ресурсов, как Instagram и YouTube  может стать хорошей платформой для формирования необходимого политического имиджа в сети, а ведение личного блога –  весьма эффективной альтернативой личному сайту политика. Также группа экспертов пришла к выводу о том, что работа с политиками Калининградской области по формированию их политического имиджа с помощью данных ресурсов представляется комплексной и неоднозначной, однако, несомненно, она представляет большой интерес для исследователей.

 

Автор: Елизавета Конышева

Бакалавр РАНХиГС при Президенте РФ (кафедра Политологии и политического управления). Участвовала в MMU Cheshire Summer School in Critical Thinking, Global Leadership`s TILIP Program. Владеет английским языком.