Формирование имиджа политического актора

Формирование имиджа политического актора

Для политического актора работа над репутацией повышает электоральный успех,   и через некоторое время формирует политический брэнд.  Политический брэнд представляет собою набор устойчивых представлений о политическом акторе, инкорпорированных в общественное сознание. Политический брэнд важно формировать как для внешне-, так и для внутриполитических акторов. Создание брэнда предваряет работа над имиджем актора,  которая, отталкиваясь от первичных представлений о нем, приводит мнение масс к общему знаменателю, используя наборы эмоционально окрашенных стереотипов.

Имидж зависит от:

-поведения политического актора, и если речь идет о партии, то поведением и ее филиалов, если речь идет о геополитическом акторе (государстве или блоке) то предсказуемой линией поведения на международной арене.

-биографии, имеющей предпосылки к формированию того или иного образа, первичного представления о политическом акторе, или, если речь идет о блоках и государствах, исторического фундамента, и биографии лидера.

-Если речь идет не о лидере, а  об организации, партии, государстве, то, несомненно, на имидж влияет и сплоченность. Как партия, раздираемая внутренней борьбой,  так и государство, неспособное сплотить народ, несут серьезные имиджевые издержки, и в конечном счете лишаются какого-либо доверия.

Для формирования имиджа, приносящего электоральный доход, достаточно 3-4 устойчивых представлений, эксплуатирующих определенны фундаментальные архетипы (те архетипы которые пришли от первобытного человека), с помощью которых формируется один из трех образов: консерватор (правый), реформатор (левый), и менеджер (центрист).

Для консерватора характерна риторика борца с бюрократией, с коррупцией, нелегальной миграцией, защита обездоленных. Часто можно увидеть аппеллирование к семейным ценностям, демонстрацию своей семьи, как образца для подражания.

Для реформатора, несомненно, важны такие черты как смелость, талант организатора и краткая программа реформ. Эту программу зачастую инкорпорируют в сознание людей в виде тезисов-лозунгов. Обычно они яркие и запоминающиеся.

Что касается менеджеров, то зачастую электорат поворачивается к ним, когда реформатор или консерватор не оправдали доверия. И теперь нужно постфактум корректировать их деятельность . Имидж менеджера обычно использует риторику государственника, подкрепленную или дипломом, классным чином или результативным опытом работы. Здесь уместны такие характеристики, как «опытный управленец», государственник, патриот. Уместно упоминание о семье, если она в наличии.

В целом, ценностно-нравственный ореол политического актора если, речь идет о политике, должен подбираться  имиджмейкером не только исходя из личных качеств кандидата, но и исходя из социальных ожиданий избирателей.

Популизм как имиджевая издержка.

Популизм, или невыполнение обещаний, данных электорату несет в себе серьезную угрозу для имиджа актора. Увлекая электорат за собой, политик может растерять его, если не будет последовательно исполнять предвыборные обещания. В век тоталитарной кибердемократии любое исполнение или неисполнение своих обязанностей может быть задокументировано и распространено в течении нескольких часов.  Скорость распространения иформации в случае выполнения обещаний может положительно сказаться на имидже политика. Сегодня в РФ есть специальный сервис отслеживания обещаний политиков — обещания.ру, в котором политикам присваиваится рейтинг на основе процента исполненных/неисполненных обещаний. Что характерно, наивысший рейтинг у политиков имеющих имидж «хозяйственников», политики же, дающие яркие предвыборные обещания, находятся в числе аутсайдеров.

Автор: Белов Антон

Высшее гуманитарное и техническое образование Академия труда и социальных отношений - направление политология. Московский институт радиотехники электроники и автоматики - направление автоматизация робототехнических систем. Владеет английским и французским языком. Серебряный призер Универсиады МГУ "Ломоносов" по социологии. Сертификат "Организация избирательной кампании".