Формирование общего энергетического рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества

Формирование общего энергетического рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС – орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Она рассматривает вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС. В состав Межпарламентской Ассамблеи входят: 42 парламентария от России, по 16 – от Беларуси, Казахстана и Узбекистана, по 8 – от Кыргызстана и Таджикистана.
Ассамблея разрабатывает Основы законодательств, являющихся актами прямого действия в государствах ЕврАзЭС, а также типовые проекты законодательных актов и другие документы. В рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС одобрены Рекомендации по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в сфере энергетики. Не оставлены без внимания и новые направления развития этой отрасли. Так, 13 мая 2009 года принят типовой проект законодательного акта «Об альтернативной (малой) энергетике». В нем сделана попытка не только серьезного разговора о возобновляемых источниках энергии, но и поставлены вопросы о необходимости согласования развития энергетики с экологией. Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС актив- но участвует также в разработке нормативного правового акта прямого действия – Основ законодательства ЕврАзЭС об энергетике.

Вопросы дальнейшего развития законодательной базы государств Сообщества в сфере энергетики обсуждались 1 декабря 2009 года в Парламентском центре Санкт-Петербурга на межпарламентских слушаниях «О формировании общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС».

Открыл межпарламентские слушания глава делегации МПА ЕврАзЭС, заместитель Пред-
седателя Государственной Думы РФ, президент Российского газового общества Валерий Язев. Он подчеркнул, что любое объединение энергетических рынков основывается на двух предпосылках. Во-первых, необходима развитая энерготранспортная инфраструктура, которая позволяла бы перемещать через границы необходимое количество энергии и энергоносителей, и, во-вторых, нужна соответствующая правовая база. Она призвана законодательно обеспечить функционирование совокупного энергетического рынка нескольких стран как действительно единого целого. В этом отношении страны ЕврАзЭС находятся в благоприятном положении, поскольку их энергетическая инфраструктура развивалась в свое время в рамках единого государства. Именно эти принципы при наличии доброй воли и совместных усилий дают веские основания рассчитывать на восстановление утраченных позиций.

«Что касается создания правовой базы для эффективного функционирования объединен- ного энергетического рынка, то уже сейчас есть неплохие результаты» – отметил Валерий Язев. В качестве примера докладчик привел принятый МПА ЕврАзЭС в мае 2009 года типовой проект
Закона «Об альтернативной (малой) энергетике». Новым импульсом для деятельности Сообщества в энергетической сфере экономики должна стать Концепция формирования общего энергетического рынка. Ключевой целью этого документа является обеспечение энергетической безопасности как отдельных членов, так и Сообщества в целом. Формирование согласованных принципов таможенной, налоговой и тарифной политики стран ЕврАзЭС в сфере энергетики докладчик определил как важный инструмент достижения этой цели. При дальнейшем формировании законодательной базы общего энергетического рынка ЕврАзЭС весьма полезными могут оказаться принципы, содержащиеся в «Концептуальном подходе к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики», представленном Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым весной этого года. В этом документе предлагается выстраивать систему глобальной энергетической безопасности с опорой на правовую систему ООН. Докладчик подчеркнул, что одним из направлений реализации такого подхода, развиваемым Российским газовым обществом, является деятельность по кодификации международного энергетического законодательства. Результатом этого могло бы стать формирование Мирового энергетического кодекса. Эта идея обсуждалась с представителями Международного газового союза Азиатской Парламентской Ассамблеи и везде была воспринята с большим интересом. Валерий Язев назвал еще одну инициативу Российского газового общества – создание Евразийского энергетического форума. Он задуман как партнерство энергетических компаний и неправительственных организаций Евразии. Сегодня уже более 30 крупнейших энергокомпаний из Евросоюза, Китая, Японии, Кореи, Беларуси и Украины выразили желание участвовать в нем. Таким образом, в том числе благодаря интеграционной деятельности ЕврАзЭС и образования Таможенного союза в рамках Сообщества, успешно формируется правовое ядро международного энергетического рынка. Рынка, как подчеркнул докладчик, более справедливого для наших государств и народов. Проблемам развития законодательной базы государств Сообщества и опыту решения этих проблем в сфере энергетики на примере Республики Беларусь посвятил доклад председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национальногособрания Республики Сергей Семашко.

Сегодня энергетическая система Беларуси полностью обеспечивает потребность народно-хозяйственного комплекса в электроэнергии, вырабатывая на своих электростанциях около 85 % электроэнергии, потребляемой в стране. В то же время республика относится к странам, не имеющим собственных топливно-энергетических ресурсов. В наследство от Советского Союза она получила значительное количество морально и физически устаревших ресурсозатратных производств. В результате, по словам Сергея Семашко, энергоемкость ВВП Беларуси в 1990 году была чрезвычайно высокой. Работа над снижением энергоемкости дала хороший результат, и к 2008 году она уменьшилась более чем на половину.

Показательно, что ВВП Республики Беларусь составил 223 % к уровню 1997 года, в то время как потребление топливно-энергетических ресурсов – немногим более 106 %. Но очевидно, подчеркнул докладчик, в республиканской энергетике еще есть над чем работать. Для улучшения ситуации принят ряд нормативных правовых актов, в которых обозначены основные стратегические цели топливно-энергетического сектора, в том числе электроэнергетики, объемы и структура энергопотребления, четко определен порядок действий на ближайшие годы и перспективу. Говоря о Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом главы государства в 2001 г., докладчик напомнил, что в соответствии с ней сформирована и устойчиво функционирует система обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и энергетической. Достижение заложенных в Концепцию показателей – сложнейшая задача, однако решить ее стране по силам.

Это даст эффективный результат. Так, реализация Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года позволит уменьшить затраты на производство энергоресурсов на основе применения энергосберегающих технологий и оборудования. В Беларуси принято решение о строительстве атомной электростанции, поэтому, сказал докладчик, возникла необходимость формирования национального законодательства, регулирующего отношения в области использования атомной энергии. Первым шагом на этом пути стала подготовка и принятие базового закона «Об использовании атомной энергии». В национальную энергетику будет вводиться и потенциал нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Этому должно способствовать принятие закона Беларуси «О нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии».

Заканчивая свое выступление, Сергей Семашко сообщил, что в республике сегодня ведется работа по подготовке основополагающего закона «Об электроэнергетике», который создаст правовые условия для оптимизации и реформирования энергетической отрасли в целом, установит правовые основы экономических отношений в энергетической сфере. С опытом законодательного обеспечения развития энергетики в Республике Таджикистан участников слушаний познакомил председатель Комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникациям Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли республики Мирзошариф Исломиддинов. Энергетика Таджикистана в основном представлена гидроэнергетикой, ресурсы которой считаются одними из самых уникальных. Производство электроэнергии в стране значительно увеличилось в результате окончания строительства и ввода в действие в нынешнем году Сангтудинской ГЭС-1. Сегодня строятся Сангтуда-2 и Рогунская ГЭС. Вместе с тем, как сказал М.И. Исломиддинов, из-за высокой энергоемкости действующих крупных промышленных предприятий в Таджикистане в настоящее время велик ежегодный дефицит электроэнергии. Усилия Правительства Таджикистана в этой связи направлены на освоение огромных гидроэнергетических ресурсов страны для удовлетворения ее потребности в электроэнергии, достижения энергетической независимости и увеличения объемов экспорта электроэнергии. Законотворческая деятельность в области энергетики в республике, соответственно, ориентирована на создание условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций, необходимых для строительства новых и модернизации существующих электростанций. Так, государственную политику в области энергетики регулируют законы «Об энергетике» и «Об энергосбережении», принятые Парламентом Таджикистана в 2000 и 2002 годах. Для обеспечения электроэнергией горных населенных пунктов в стране утверждена правительственная программа, предусматривающая строительство 72 малых ГЭС в течение ближайших пяти лет. Много усилий, по словам докладчика, в республике прилагается и для формирования законодательной базы, необходимой для развития другого, не менее важного сектора энергетики – нефтегазового. А поскольку нефтегазовая промышленность является самой капиталоемкой отраслью, для привлечения инвестиций в 2007 г. по инициативе депутатов нижней палаты Парламента республики был принят Закон «О соглашениях о разделе продукции». После этого зарубежные компании стали выходить с предложениями в Правительство Республики о заключении соглашений для проведения разведочных работ на территории Таджикистана.

Докладчик рассказал о том, что в 2003 году было подписано Соглашение между правительством Республики Таджикистан и ОАО «Газпром» «О сотрудничестве в газовой отрасли», и на основании этого документа дочерней компании «Газпром» – «ЗАО Зарубежнефтегаз» выданы лицензии на производство работ на перспективных нефтегазовых площадях на юге республики. В 2007 году «ЗАО Зарубежнефтегаз» уже провело сейсморазведку на площади Саргазон. Однако реализация этого Соглашения, как сообщил докладчик, сильно затянулась. Поэтому, исходя из острой нехватки энергоресурсов в республике, есть просьба к Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС взять под свой контроль процесс реализации данного Соглашения.

Докладчик также сообщил о том, что в связи с ростом потребностей и на другие виды энергоресурсов Правительство Таджикистана намерено принять меры для восстановления предприятий, добывающих и перерабатывающих радиоактивные материалы, учитывая созданные в советское время мощности в данной области, а также вновь выявленные запасы. В этих целях по инициативе депутатов Парламента и при поддержке Правительства были внесены изменения и дополнения в Закон Таджикистана «О недрах», позволяющие снять ограничения, связанные с запретом для не- государственных структур и зарубежных компаний заниматься добычей и переработкой радиоактивного сырья. Деятельность МПА ЕврАзЭС по развитию законодательства государств Сообщества осветил член Комитета Сената Парламента Республики Казахстан по финансам и бюджету, заместитель председателя Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по экономической политике Жакай Нургалиев. Подчеркнув, что развитие энергетических комплексов стран Сообщества является одним из приоритетных направлений государственной политики всех членов ЕврАзЭС, Жакай Нургалиев привлек внимание к важнейшим положениям принятой Межгоссоветом ЕврАзЭС Концепции формирования общего энергетического рынка государств – членов Сообщества. И конкретно к таким целям и задачам, определенным этим документом, как: гармонизация национального законодательства государств – членов ЕврАзЭС в области энергетики и создание правовых условий для формирования общего энергетического рынка; разработка нормативно-правового обеспечения формирования этого рынка; гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры в энергетической сфере. И хотя в Концепции нет поручительских ссылок, всем понятно, что именно эти задачи и призвана решить МПА ЕврАзЭС во взаимодействии с другими органами Сообщества и государств. Представитель Кахзахстана подробно остановился на нескольких направлениях деятельности Межпарламентской Ассамблеи.

Разработка Основ законодательства ЕврАзЭС – это наиболее сильный интеграционный механизм гармонизации и унификации законодательства. К сожалению, по ряду причин эта работа задерживается, в связи с чем должно быть принято соответствующее принципиальное решение. Мониторингом развития законодательств Сообщества в данной сфере отношений МПА ЕврАзЭС занимается постоянно, и здесь есть как положительные примеры, так, к сожалению, и отрицательные. Реальное функционирование общего энергетического рынка означает создание правовых условий для создания рынка электроэнергии на основе Протокола об условиях перемещения электрической энергии, определения правил трансграничной торговли и сближения уровней реформ в этой сфере хозяйствования; разработки принципов организации, управления, функционирования рынка нефти и газа; согласования политики в отношении транзита электроэнергии и углеводородов, формирования единой энергетической и транспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии; модернизации и оптимизации энерготранспортных систем; разработки совместного топливно-энергетического баланса государств – членов ЕврАзЭС; реализации мер в области энергоэффективности и энергосбережения; обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; развития сотрудничества в области атомной энергетики и добычи урана с последующим формированием его общего рынка. Достижению межгосударственных договоренностей по таким сложным вопросам может способствовать работа общественной дипломатии.Это и есть еще одно направление деятельности Межпарламентской Ассамблеи – развитие парламентской дипломатии.

Сегодняшняя встреча, обмен мнениями по столь актуальным проблемам, нахождение общих подходов к их решению подтверждает эту мысль, подчеркнул Жакай Нургалиев.
О проводимой в Сообществе работе по реализации Концепции формирования общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС рассказал руководитель Департамента по энергетической политике и экологическим вопросам Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС Авасбек Алымкулов. Он сообщил, что уже разработан, рассмотрен и принят за основу проект плана соответствующих мероприятий. В настоящее время этот проект активно обсуждается в органах государственного управления энергетикой государств Сообщества. Авасбек Алымкулов также напомнил участникам слушаний о том, что главами правительств стран ЕврАзЭС было подписано Соглашение о формировании общей системы информационного обеспечения энергетического рынка с целью информационной поддержки процессов его формирования, развития и расширения хозяйственных связей. Завершается и работа над проектом Соглашения, которое определяет основные принципы, порядок и механизм организации общего электроэнергетического рынка ЕврАзЭС. А ряд проектов документов, необходимых для формирования правовой базы общего рынка, прорабатывается на уровне экспертов по созданию Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. Это Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и газа государств Сообщества; об обеспечении доступа к услугам естественных монополий, включая основы ценообразования и тарифной политики, в сфере электроэнергетики; о проведении согласованной политики в сфере транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов. Это также Протокол об условиях перемещения электроэнергии между государствами – членами ЕврАзЭС. После подписания этих документов планируется присоединение к ним Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. Одним из важнейших условий функционирования общего энергорынка является сбалансирование спроса и предложения внутренних рынков государств – членов ЕврАзЭС в отношении энергоресурсов. Для решения этой задачи, сообщил А.Б. Алымкулов, ежегодно разрабатывается Совместный топливно-энергетический баланс государств – членов ЕврАзЭС. Прогнозные показатели баланса предоставляют возможность каждому государству Сообщества анализировать состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса, внутреннего энергетического рынка и экспортного потенциала ЕврАзЭС в целом и каждого государства в отдельности.

Вместе с тем в продвижении работы по формированию общего энергетического рынка имеется ряд сложных проблем, требующих поэтапного и системного решения. В частности, это вопросы транзита электрической энергии, обеспечения свободного перемещения нефти и газа, формирования конкурентного рынка газа, создания банка качества нефти и сближения уровней реформ в сфере энергетики. Важную роль в решении указанных проблем, сказал в завершении выступления А.Б. Алымкулов, играет продвижение работы по совершенствованию национальных законодательств с учетом Рекомендаций МПА ЕврАзЭС по гармонизации законодательства государств – членов ЕврАзЭС в сфере энергетики от 17 ноября 2005 года, подготовленных на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств. Обстоятельный доклад об основных направлениях Концепции формирования общего энергетического рынка государств – членов
ЕврАзЭС сделал заместитель директора Института энергетических исследований Российской академии наук Владимир Лихачев. Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 годов поставил серьезные проблемы перед странами ЕврАзЭС. Следует отметить, что Россия, обладая весомым экономическим потенциалом и накопленными в предыдущие годы финансовыми ресурсами, объективно взяла на себя роль главного финансового спонсора возможных антикризисных действий для своих партнеров по интеграционной группировке. Это проявилось как в многостороннем, так и в двустороннем сотрудничестве. В антикризисных программах практически всех государств ЕврАзЭС особое место отводится задачам модернизации экономики. Так, среди важнейших приоритетов антикризисной программы Российской Федерации Правительство на 2009 год выделяет стимулирование инноваций и структурную перестройку реального сектора. Несмотря на свою специфику в каждой стране ЕврАзЭС, многие задачи модернизации, сказал Владимир Лихачев, совпадают. Это создает объективную основу для усиления взаимодействия государств Сообщества в реализации модернизационных программ. Страны ЕврАзЭС заинтересованы в новых инновационных проектах, которые позволили бы им выполнить антикризисные программы решить намечаемые перспективные задачи развития, в том числе и в энергетической сфере.

Ученый напомнил участникам слушаний, что государства – члены ЕврАзЭС имеют огромный потенциал энергосбережения. В настоящее время энергоемкость экономики отдельных государств ЕврАзЭС в 3-3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран. В первом полугодии 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, объемы выработки электроэнергии из-за общего снижения экономической активности в среднем по СНГ сократились на 8 %. Продолжается тяжелейший энергетический кризис в Кыргызстане, где снижение составило 24 %, а также в Таджикистане. Значительное сокращение выработки электроэнергии отмечалось в Беларуси – на 15 %, Казахстане – на 7 % и в России – на 6 %. Докладчик привел и другие цифры и факты, свидетельствующие о больших проблемах в энергетике стран Сообщества. Вывод один – рынок! Создание общего энергетического рынка ЕврАзЭС призвано решать те экономические задачи, которые не удалось решить в рамках СНГ. Объединение рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также природного газа и, таким образом, расширение оперативного пространства для инвесторов позволяет последним, как справедливо считает Владимир Лихачев, существенно снижать коммерческие и политические риски, придает дополнительные импульсы темпам роста экономики, помогает развивать эффективную специализацию национальных экономик и их кооперацию. Основной вывод из анализа результатов существующего состояния и результатов прогнозирования состоит в том, что страны Соглашения обладают надежными потенциальными возможностями удовлетворения роста внутренних потребностей в энергии за счет возможностей поставок энергоресурсов в рамках организации. Отметив неоспоримую положительную роль Концепции формирования общего энергетического рынка государств ЕврАзЭС в преодолении существующих различий, Владимир Лихачев отметил, что работа над проектами интеграции и сотрудничества в энергетической сфере в рамках Сообщества успешно продолжается. В последнее время заканчивается подготовка соглашений по сотрудничеству между государствами – членами ЕврАзЭС в отдельных энергетических отраслях. Наибольшее продвижение в этом направлении отмечается в области электроэнергетики. На стадии проекта находится Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и газа (участники – Беларусь, Россия и Казахстан).

С докладами и сообщениями на тему формирования общего энергетического рынка Сообщества, энергетической безопасности в условиях экономического кризиса, законодательного обеспечения развития малой энергетики, использования альтернативных источников энергии на слушаниях также выступили представители министерств, ведомств и профильных организаций стран ЕврАзЭС, Секретариата Комиссии Таможенного союза, а также видные ученые и специалисты.
Был сделан однозначный вывод о том, что для успешного осуществления задач по формированию общего энергетического рынка парламентарии государств ЕврАзЭС должны активизировать свою работу по унификации законодательства в области энергетики и созданию соответствующих правовых условий. Дискуссия, состоявшаяся в ходе слушаний, и выработанные их участниками рекомендации дадут законодателям важный информационный и практический материал.

Автор: Виталий Павлович Ермолаев