Роль Facebook в процессе формирования политического имиджа

Роль Facebook в процессе формирования политического имиджа

В 21 веке социальные сети обретают все большую популярность среди Интернет-пользователей различного возраста, профессий и социального статуса. Они затрагивают практически все сферы общественной жизни, и политика не является исключением. Многие политические деятели все чаще используют социальные сети не только как эффективный инструмент формирования политического имиджа, но и как дополнительную возможность узнать о мнениях и настроениях избирателей, а также как средство коммуникации с гражданами. Рассматривая данный вопрос, мы должны принимать во внимание специфику каждой социальной сети, ее основные особенности, преимущества и недостатки. В данном контексте особый интерес для исследования представляет Facebook – одна из крупнейших социальных сетей в мире: по итогам третьего квартала 2015 года аудитория Facebook достигла 1,55 миллиарда человек в месяц, ежедневно фейсбуком пользуются 1,01 миллиарда человек1.  С помощью этой социальной сети можно создать собственный профиль с информацией о себе, читать различные сообщества и набирать подписчиков, делиться новостями или же сделать свою страницу альтернативой личному блогу. По мнению многих политтехнологов, Facebook можно рассматривать не только как эффективный канал политической коммуникации, но и как дополнительную возможность привлечения сторонников и электората.

Так, в качестве показательного примера, можно рассматривать Facebook страницу президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер. Страница наполнена разнообразным контентом, внимание подписчиков привлекают качественные фотографии (не только официальные, но и из личного архива), публикуемые видеофайлы и содержательные посты. Многие сообщения начинаются с обращения к гражданам страны, почти все посты освещают наиболее крупные и важные события из жизни государства и самой Кристины, ее участие в различного рода мероприятиях и торжествах. При этом нельзя сказать, что страница носит полностью официальный или же личностный характер. Информация преподносится сбалансированно, а это играет большую роль в формировании необходимого образа политика в сети Интернет.

В целом, на примере профиля Кристины Фернандес де Киршенр в Facebook можно продемонстрировать то, как с помощью грамотно оформленной страницы политик может активно взаимодействовать с гражданами, делиться с ними интересными фактами и событиями, сообщать новости и вовлекать их в процесс обсуждения.

Жители России также являются активными пользователями Facebook, он достаточно популярен среди политиков не только федерального (В.В. Путин, Д.А. Медведев), но регионального уровня. Так, группа экспертов провела исследование по вопросу выявления активности политиков Калининградской области в сети Facebook и их популярности в сети в целом.

По итогам проведенных мониторингов, эксперты получили качественные результаты. Так, среди исследуемых политиков, следует особенно отметить страницы Оргеевой М.Э., Болычева О.Н., Абарюса А.Р. и многих других. Можно сказать о том, что количество подписчиков профилей достаточно высоко, особенно для политиков регионального уровня, анализ статистических данных показал, что пользователи проявляют к ним  интерес, им нравится публикуемая информация, однако необходимо отметить небольшое количество репостов, хотя их можно считать эффективным инструментом в распространении информации и повышения популярности. Также следует отметить, что у каждого политика есть свои особенности в оформлении личной страницы. Так, некоторые адаптируют ее под формат личного блога (Оргеева М.Э.), некоторые делятся публикациями популярных новостных сообществ, а кто-то информирует пользователей о своей политической активности.

К сожалению, большинство политиков, которые вошли в выборку экспертов, не уделяют внимание ведению страницы в рассматриваемой социальной сети. Так, некоторые страницы не обновлялись на протяжении многих лет, некоторые содержат некачественный контент, а некоторые и вовсе не являются личными страницами политиков (прим. у губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова нет личной страницы, для анализа эксперты использовали страницу Правительства Калининградской области).

Помимо исследования страниц политиков, эксперты провели мониторинг наиболее популярных региональных сообществ, чтобы выявить популярность ключевых фигур политической жизни региона. По итогам мониторингов, эксперты пришли к выводу о том, что наиболее популярные и упоминаемые личности – губернатор области Н.Н. Цуканов и мэр г. Калининграда – А.Г. Ярошук. Их имена чаще всего появляются в новостных постах сообществ, в комментариях пользователей, а также легко находятся с помощью соответствующих хэштегов. Менее популярными, но все же упоминаемыми являются Гинзбург и Кропоткин. Что же касается остальных политиков, то их обсуждаемость практически сводится к нулю, что говорит о недостаточно качественной работе по продвижению профилей в социальной сети Facebook.

Таким образом, подводя итог исследованиям экспертов, можно сделать вывод о том, что грамотно оформленная страница на Facebook – один из наиболее эффективных инструментов формирования политического имиджа в сети Интернет, так как социальные сети играют все большую роль в сфере каналов политической коммуникации, а Facebook получает все большое распространение во всех странах мира, в том числе и в России2.

1

2 Согласно исследованию «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы» ежемесячная аудитория Facebook в России составляет 24,5 миллиона человек.

Автор: Елизавета Конышева

Бакалавр РАНХиГС при Президенте РФ (кафедра Политологии и политического управления). Участвовала в MMU Cheshire Summer School in Critical Thinking, Global Leadership`s TILIP Program. Владеет английским языком.