Электронное правительство, электронное голосование на примере Эстонии и Эквадора. Значимость современных каналов коммуникации

Электронное правительство, электронное голосование на примере Эстонии и Эквадора. Значимость современных каналов коммуникации

Электронное правительство, электронное голосование на примере Эстонии и Эквадора. Значимость современных каналов коммуникации

На сегодняшний день политика неразрывно связана с применением ИКТ. Все революции на постсоветском пространстве, в последние 10 лет отмечались широким использованием  информационных технологий. Высокий процент проникновения интернета позволяет говорить об ослаблении влияния на общество теле-радиовещания, газет и прочих, ставших в XX веке традиционными, средствами. Крупный, средний, и малый бизнес, чувствуя коньюктуру, очень быстро переместились, или по крайней мере организовали свои представительства в глобальной сети. Чуть позже в глобальной сети появились политики и партии. Одним из решающих документов в построении электронных правительств в развитых странах явилась Окинавская хартия глобального информационного общества, которая была принята 22 июля 2000 года лидерами стран G8.

Что касается постсоветского пространства, то лидерами по проникновению интернета являются прибалтийские республики, в то время как азиатские республики ожидаемо закрывают рейтинг. Лидером среди прибалтийских стран является Эстония с уровнем проникновения более 80% по стране. Следует отметить, что уровень проникновения интернета в Эстонии один из самых высоких и в Европе. Эстония одной из первых применила юридически значимое голосование в 2005. Это были выборы местных органов государственной власти. Небольшое население Эстонии (1.3 млн чел), и высокий процент проникновения интернета позволили быстро построить инфраструктуру для электронных удостоверений личности или id-карт. С помощью этих карт осуществляется защищенный обмен персональными данными между гражданами и государством. Кроме того, взаимодействие государства с бизнесом так же предельно автоматизировано. Это объясняет низкий уровень коррупции, так как взаимодействие бизнеса с чиновником сведено к минимуму. Система достаточно проработана, и есть возможность удаленного от участков голосования народного волеизъявления. Электронное голосование в Эстонии проводится на постоянной основе. Однако в 2011 г. Палата конституционного надзора эстонского верховного суда рассматривала ходатайство о том, что ПО для голосования может злонамеренно искажать результаты голосования. В ответ были открыты исходники системы, что не удовлетворило критиков, и их аргументом было то, что перед голосованием исходный код системы может быть изменен. В качестве развития электронного удостоверения личности рассматривается внедрение крипто-сим карт, которые содержат в себе функционал и электронного удостоверения и сим карты оператора.  Таким образом,  для электронного голосования не потребуется никаких спецсредств, и в будущем можно будет голосовать на мобильном устройстве в любой точке земного шара.

По исследованиям  elect-assist проникновение интернета в России неравномерно, и начиная с превышающих 90% Москву и Питер, заканчивая менее чем 60% проникновением в республиках Алтай, Тыва, и в Забайкальском крае. Что касается городов миллионников России, то здесь проникновение интернета оценивается экспертами в среднем в 75% и выше, в зависимости от региона. Исходя из данных по проникновению интернета, каждому, в том числе и региональному политику, имеет смысл начать работу над репутацией в интернете.

Сделано что-либо подобное электронному голосованию в России?

В 2009 году Владимир Чуров, бывший в тот момент председателем Центризбиркома, предложил альтернативу традиционному способу народного волеизъявления, в виде электронного голосования. В. Чуров также отметил, что это может сэкономить более 3 млрд рублей, которые выделяются для доставки бюллетеней в труднодоступные регионы. В 2014 году российские системы электронного голосования проходили испытания в Эквадоре, где электронное голосование проводилось в провинциях  Асуай, Санто-Доминго де лос Тсачилос и Пичинча.

Россия имеет успехи в построении инфраструктуры необходимой для электронного голосования на устройствах пользователей. Это инфраструктура, построенная для УЭК, и система электронных референдумов “Активный гражданин” и портал госуслуг, с другой стороны. Однако электронное юридически значимое голосование на данный момент трудноосуществимо, так как эти системы не объединены. Когда заработает эта система, и будет ли она отлажена к следующим выборам, зависит от ее разработчиков, но высока вероятность того, что к следующим выборам появится опция электронного, удаленного от участка, голосования.

В связи с ростом проникновения интернета можно и спрогнозировать рост “виртуальной явки”, то есть процент проголосовавших посредствомм электронного голосования. В этой ситуации очевидно усиление роли пропаганды и предвыборной агитации в интернете, и на вопрос, стоит ли работать с “интернет-электоратом” наша команда отвечает утвердительно.

 

Автор: Белов Антон

Высшее гуманитарное и техническое образование Академия труда и социальных отношений - направление политология. Московский институт радиотехники электроники и автоматики - направление автоматизация робототехнических систем. Владеет английским и французским языком. Серебряный призер Универсиады МГУ "Ломоносов" по социологии. Сертификат "Организация избирательной кампании".