К вопросу разработки доктрины Евразийского экономического союза

К вопросу разработки доктрины Евразийского экономического союза

Сейчас для вновь формируемого на базе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) очень важно сформировать долгосрочные, перспективные направления его деятельности. Для чего необходимы разработка Доктрины (Концепции) ЕАЭС, в которой целесообразно определить базовые, конечные цели развития общества, а также основополагающие политические, экономические и социальные параметры Союза на ближайшие годы. И исходя уже из этих конечных параметров, формировать правовую базу этого интеграционного объединения на долгосрочную перспективу.

Процессы глобализации делают будущий Евразийский экономический союз в силу его особого географического, стратегического, экономического положения является потенциальным центром мировой геополитической системы. И мы не имеем право не использовать эти уникальные, данные Богом, преимущества данного Союза.

Мне бы хотелось тезисно высказать свою, может быть в чем-то и спорную, позицию по основным концептуальным подходам, которые должны быть освещены в Доктрине.

Формирование Евразийского экономического союза проходит на фоне восстановления той евразийской цивилизации, которая появилась в ходе многовекового взаимодействия народов Европы и Азии. Объективными основами Евразийского союза, наряду с создаваемым в ходе интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС экономическим фундаментом, являются: общее географическое пространство; общие исторические судьбы; сходные геополитические интересы; синтез культур народов, населяющих Европу и Азию, при сохранении их национальной самобытности; межконфессиональная и межнациональная толерантность евразийских народов.

Современная евразийская концепция, учитывающая новые социально-исторические, экономические и политические реалии, может и должна стать идейно-теоретическим основанием для развития интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

Это развитие в контексте восстановления и формирования евразийской цивилизации требует поиска новой евразийской идентичности, проведения политики, направленной на воссоздание и развитие общих культурных ценностей, которые, не противореча национальным особенностям каждой страны, обеспечивали бы синтез национальной и общеевразийской идентичности.

Элементами евразийской идентичности можно считать общие экономические и социальные цели, демократические и культурные идеалы, сложившиеся за более чем семь десятилетий существования единого советского государства, общие ценностные ориентации и стереотипы поведения, нормы жизни, традиции. Формирование национальной и общеевразийской идентичности – важнейшее условие жизнеспособности самой идеи евразийства.

Наши государства уже двадцать лет осуществляют радикальные исторические изменения (изменяющие и политический строй, и формы собственности, и прежние экономические связи). Но сейчас мы находимся на том важнейшем этапе становления нашего Евразийского экономического союза, когда нужно остановиться и осмыслить новые реалии, скорректировать программу дальнейшего обновления общества. Тем более, что жизнь показывает, что теория и практика рыночных преобразований не всегда согласуется с реальными потребностями, запросами людей, их культурой, обычаями, традициями, менталитетом.

Как констатирует Н.Н. Шумский «Общественный прогресс невозможен, если не реализуется три ключевые цели человека: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести и обновить знания; получить доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень жизни» .

Как уже отмечалось, наметилась негативная тенденция расслоения населения по имущественному достатку, процветает коррупция, увеличивается масштаб криминализации политических и экономических отношений. Имеет место неравенство в области получения образования и медицинском обслуживании. Значительно снижается уровень духовных ценностей, что проявляется в дефиците добра, эгоизме, замкнутости, девальвации понятия «коллективизм» [].

Во многих странах происходит снижение уровня рождаемости, продолжительности жизни, ухудшается состояние здоровья населения, растет эпидемия нервных стрессов, инфарктов, туберкулеза, венерических заболеваний, алкоголизма и наркомании. В результате еще одна опасная тенденция – разбалансирование человека как целостной физиологической системы.

Практика показывает, что свобода и демократия – необходимые, но недостаточные условия для перехода к устойчивому в социально-экономическом отношении обществу. Свобода сама по себе не конструктивна. Она в равной степени высвобождает как созидательные, так и разрушительные тенденции (а сейчас, кажется, — больше разрушительные тенденции). Отсутствие защитных механизмов и противовесов, надежда на естественный ход событий часто приводят к их неконтролируемому развитию, к искажению истинных целей преобразования экономики и общества.

Государство и общество просто обязаны обеспечить устойчивое развитие, безопасность личности, защиту бедных, создание современных рабочих мест, сохранение природы. Устойчивое и безопасное развитие личности как новая парадигма при этом должна стать наиболее целостной моделью движения в будущее. Она призвана охватить все его аспекты: природу, экономику, инвестиции, инновации, занятость населения, социальную защиту, образование, здравоохранение, политические и культурные свободы. Вся наша экономическая политика и политика вообще должна строиться, прежде всего, исходя из благополучия и безопасности человека.

Высшей ценностью может являться только человек, его жизнь, семья, здоровье, настоящее и будущее его детей. А политический строй призван обеспечить лишь необходимые условия для решения этих стоящих перед государством задач.

Необходимо констатировать, что мы, к сожалению, пока лишь в поисках оптимальных мотиваций построения гармоничного общества, формирования эффективной политической модели его становления и развития. К несчастью, мы пока выбрали и эксплуатируем лишь экономическую мотивацию, а, вернее, материальную выгоду, проводя рыночные преобразования в экономике. За рамками осталась нравственная, духовная мотивация.

Даже А. Смит, отец формирования рыночных отношений в экономике «понимал, что «невидимая рука» способна управлять рынком, только если люди руководствуются нравственными ценностями и доверяют друг другу». В своих работах по моральной философии он отмечал, что «основная черта человека — тщеславие искажает нравственные чувства, людям свойственно почитание знатности и богатства, а не благоразумия и добродетели, презрение к бедности, а не к пороку и невежеству» .

В результате за короткий по историческим меркам промежуток времени произошла коренная переоценка ценностей. Основой поведения, принципов жизни человека оказались лишь материальная выгода. У человека, к сожалению, атрофируются такие качества, как добро, сострадание, милосердие. К человеку возвращаются самые низменные качества – зло, жестокость, насилие, нежелание продолжать род, алкоголизм, наркомания. Таким образом, с человеком происходит страшное явление – деградация, разрушение личности. От этого и все негативное проявление в обществе – преступность, терроризм, опасные демографические тенденции. В результате общество находится в состоянии незащищенности.

Может быть поэтому сегодня одной из самых распространённых становится профессия охранника. Такого количества, такой многочисленной армии, занятой в сфере безопасности в истории России и постсоветских государств еще никогда не было. Однако от такого профессионального перекоса уровень безопасности общества, к сожалению, не увеличивается, потому что мы не там ищем причину, корни этого зла. А все зло, как мы уже отмечали, в самом человеке, в его деградации как личности.

Нельзя весь смысл деятельности, жизни человека сводить лишь к экономической выгоде, к материальному благополучию. Нужно акцент перенести на нравственный уровень человека, на воспитание в человеке веры в высшие ценности, в Бога. Надо развивать и приобщать человека к искусству, спорту, нематериальным увлечениям. Необходимо строить театры, спортивные сооружения, дома культуры. Нужно возродить самые разные молодежные и детские общественные организации (вместо комсомола и пионерских организаций). Нужно возродить нормальную, здоровую семью, оставить в прошлом такое постыдное явление, как гражданские браки. Нужно возродить у человека чувство патриотизма, которое, к сожалению, стала негативным и даже позорным понятием.

Как это сделать? Необходимо проводить эту кропотливую воспитательную и созидательную работу в семье, детском саду, в школе, в трудовом коллективе. И, конечно, принципиально должны измениться с учетом данных требований все средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет). Пока же большинство из них работают во вред воспитания нравственного человека.

Необходимо также затронуть еще одну очень важную тему, связанную с возрождением личности, воспитанием, а вернее, возрождением человека-профессионала в своем деле. Ведь порой проблемы алкоголизма, преступности  и вообще разложения человека как личности обусловлена тем, что он не востребован в обществе. А это в свою очередь связано с тем, что человек не нашел себя, не раскрыл себя. Ведь известно, что все люди от природы талантливы. Но он (талант), к сожалению, не всегда, а вернее очень часто остается нераскрытым. И в этом, если говорить по большому счету, вина нашей консервативной системы образования, а вернее – образовательной политики. И основной образовательной структурой в государстве здесь должна стать даже не школа, а детский сад. То есть мы должны с самого рождения начать тестировать ребенка, находить ключики к открытию у него одаренных участков мозга, которые пока «спят». Это очень непростая, очень кропотливая работа. Но эффект от ее внедрения трудно переоценить. Коэффициент полезного действия человека, а поэтому и общества, в этом случае значительно, кратно увеличится. А в связи с этим увеличится и интерес человека к жизни. Ему в этом случае не захочется заниматься от скуки ненужным времяпрепровождением, пьянством, наркоманией, преступностью. Но эта работа потребует от государства кардинально пересмотреть всю образовательную политику, всю методическую модель образовательного процесса в стране. Да, это непросто, да и затратно, но все это оправдывается высочайшим подъемом планки образованности человека, общества, государства. От этого выигрывает и экономика, и культура, и нравственный уровень общества. И по большому счёту – безопасность человека, общества, государства.

У Евразийского экономического союза есть и геополитический аспект. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (а Евразийский экономический союз будет правопреемником ЕврАзЭС) предусматривает его расширение, прием в члены Сообщества любого государства .

В перспективе Евразийский экономический союз может стать одним из самых авторитетных экономических и военно-политических мировых центров влияния. Это способствовало бы формированию в мировом сообществе симметричного баланса сил, который стабилизовал бы политическую обстановку на планете [5].

Соответственно к подготовке такого исключительно важного документа, как Концепция развития Евразийского экономического союза необходимо подойти в высшей степени ответственно, подключив к его разработке весь интеллектуальный потенциал государств – членов ЕврАзЭС.

 

Автор: Виталий Павлович Ермолаев