Актуальность присутствия современных политиков в интернете

Актуальность присутствия современных политиков в интернете

Задача любой избирательной кампании заключается в создании привлекательного для избирателя образа политика, своеобразного локального политического мифа, достаточно популярного для того, чтобы вызвать у человека желание прийти на выборы и голосовать за определенного кандидата.

Информационное поле современного человека, опускающего бюллетень в урну, складывается на основании той информационной среды, в которой он находится. Развитие информационно-коммуникационных технологий и их проникновение во все аспекты жизни значительно изменили политический процесс, его масштаб и расширили возможности взаимодействия с аудиторией. Сегодня реальность складывается на просторах Интернет-сети, в соцсетях, на информационных и образовательных порталах, вовлекая все новых пользователей в мир, создаваемый с помощью слов и медиа-файлов.

Делая заявления о положении дел в регионе или о своих оппонентах, политики, борющиеся за власть, стремятся к тому, чтобы аудитория восприняла их слова как истину, так называемое константное суждение, которые, по большей части, являются перформативными. Иными словами, цель суждения не столько описать мир, сколько перенести слушателя в такую реальность, где это суждение является константным, то есть убедить аудиторию в том, что это и есть настоящее положение дел. Такое явление называют политическим спектаклем, направленным на завоевание аудитории. Несмотря на негативную коннотацию в российском политическом дискурсе, за рубежом этот термин не является попыткой обвинить кого-либо в лживости, бесчестности и т.д. Чтобы обрести перформативную власть, западные политологи проектируют спектакли для достижения максимального эффекта: тщательно выбирается, оформляется и подготавливается максимального количество необходимых для учета факторов — место, время, аудитория и ее настрой, атрибутика, необходимая для создания атмосферы и т.д.

Несмотря на эти и другие усилия, политические спектакли сталкиваются с огромной проблемой: их аудитории отделены от политиков интерпретирующей средой – СМИ, которые могут растиражировать свою не всегда выгодную политику интерпретацию сообщения, снижая эффективность всего спектакля. Доверие к заявлениям политиков падает, а к СМИ остается. У избирателей нет оснований верить или даже внимательно слушать то, что политики пытаются сказать, поэтому они обращаются к СМИ, откуда, без особых усилий, можно черпать мнения и оценки происходящего, не прилагая усилий к их анализу. Таким образом, цель успешного спектакля – достижение целостности оратора и аудитории, преодолевая интерпретационный барьер.

На Западе эту проблему решают через создание политического мифа, где кандидат выступает в качестве сгенерированного образа, наиболее интересного потенциальным избирателям и через поддержание существования этого мифа с помощью ресурсов Интернет-сети.

Интернет и информационные технологии давно стали одним из основных инструментов создания иллюзии целостности оратора и аудитории. Не стоит, однако, забывать, о существовании институциональной сети находящуюся между политиками и аудиториями — журналистах и СМИ, интерпретирующих политические спектакли. Так как Интернет сегодня становится основной платформой для дискуссии проблем по широкому кругу общественных вопросов, то имеет смысл использовать новые возможности информационных технологий, чтобы свести к минимуму нежелательную интерпретацию и сохранить целостность и связь со значительной частью аудиторией.

Для этого широко используются социальные сети, такие как Twitter, Facebook, YouTube и другие, позволяющие тиражировать суждения и реагировать на события, показывая вовлеченность в жизнь региона и мира, тем самым сводя к минимуму нежелательные интерпретации. В РФ эта практика еще не полностью освоена, хотя политическая борьба медленно, но верно переходит в плоскость Интернет-сети.

Автор: Виталий Павлович Ермолаев